Фото Reuters
Знаменитого американского кинорежиссера Оливера Стоуна спросили, не думает ли он сделать фильм о жизни Барака Обамы (за кторого, кстати, тот призывал голосовать). Стоун ответил, что фильм делать не планирует. «Мало быть для этого первым чернокожим президентом США, хотя это и большая заслуга Барака Обамы, – сказал Стоун. – Я разочарован тем, что он не попытался изменить ход истории. Обаме не надо опасаться огорчить сторонников республиканцев. Ему надо стремиться поступать так, как поступал Мартин Лютер Кинг. Ему надо говорить то, что он действительно думает, отстаивать свои взгляды, несмотря на критику, и не бояться республиканцев».
В 2008 году, когда Обама пришел к власти, некоторые российские внешнеполитические специалисты ждали от него того же, чего хотел от него Оливер Стоун. Прежде всего в решении основной проблемы в российско-американских отношениях – проблемы ПРО. Ведь трудно найти рациональное объяснение тому, почему, в общем-то, разумные люди в руководстве США и стран НАТО до сих пор руководствуются в решении проблемы ПРО философией холодной войны, хотя она закончилась около 30 лет назад. Почему они и сейчас свято верят в то, во что верил и Оливер Стоун в детстве: «Америка – это хороший ковбой, и она всегда поступает правильно».
Роберт Гейтс перед уходом в отставку с поста министра обороны США в 2011 году сказал, что тот, кто выступает сегодня за начало новых войн, должен обратиться к психиатру. Из его слов было ясно, что он имел в виду «ястребов» как из рядов республиканцев и демократов США, так и из числа политиков европейских стран НАТО. К сожалению, война НАТО в Ливии в 2011 году и политика ряда стран НАТО в отношении Сирии говорят о том, что к совету Гейтса не прислушались.
Но что касается России, то даже русофобы в правом политическом лагере США и НАТО не в состоянии найти убедительные аргументы для обвинения ее в воинственных намерениях. И попытка Митта Ромни в ходе предвыборной борьбы в США бросить подобное обвинение России, как известно, не сработала. Но тогда какой смысл строить практическую политику США и НАТО по ПРО таким образом, что она исключает возможность равноправного сотрудничества с Россией по этому ключевому вопросу?
Как признал генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен на пресс-конференции в начале ноября 2012 года, на переговорах НАТО и России по ПРО «не достигнуто абсолютно никакого прогресса». В связи с этим напрашивается вывод: истинной целью развертывания ПРО является создание неоспоримого военного превосходства и обстановки безнаказанности для США, которая позволила бы Вашингтону шантажировать крупнейшие державы мира за пределами НАТО и диктовать им свою политическую волю. Однако стремление политического истеблишмента США проводить такую политику уже приводит к возобновлению гонки вооружений, росту напряженности и к новым конфликтам в мире.
И надо сказать, что в США есть люди, которые это понимают и ждут от новой администрации президента Обамы действий, которые направили бы развитие международных отношений по более конструктивному пути. Это показала, в частности, состоявшаяся в Москве 8 ноября 2012 года международная конференция «Ядерное оружие и международная безопасность в ХХI веке», созванная Российским советом по международным делам совместно с американской неправительственной организацией «Мир без ядерного оружия».
В своем выступлении на ее открытии заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин призвал к трезвому пониманию того, что в условиях, когда США, не считаясь с возражениями России, создают по периметру ее границ систему ПРО, которая уже сегодня покрывает территорию страны до Урала, а после создания США и Японией ее дальневосточного звена будет захватывать и восточную часть России, ожидать от Москвы новых сокращений ядерного арсенала было бы нереально. В этом же духе выступил ряд высокопоставленных представителей МИД РФ и известных российских военных специалистов. При этом они подчеркнули, что теоретическая возможность продвижения вперед в вопросе о ПРО сохраняется, и достижение соглашения между Москвой и Вашингтоном именно в этой области могло бы дать толчок процессу дальнейшего сокращения ядерных вооружений при условии участия в нем других ядерных держав.
Российская позиция в целом находила если не поддержку, то определенное понимание у американских участников конференции, среди которых были руководители делегаций США на переговорах по СНВ-1 в 1990-х годах, бывшие послы и крупные военные деятели Соединенных Штатов. Однако, соглашаясь с отдельными российскими аргументами (в частности, о необходимости юридического закрепления американских заявлений о ненаправленности их системы ПРО против РФ), американские участники проводили линию на то, что начинать надо не с упомянутого юридического соглашения, а с дальнейшего сокращения ядерных арсеналов США и России. По их мнению, это могло бы подтолкнуть и другие ядерные страны начать сокращение ядерных вооружений. Однако в выступлениях участвовавших в конференции бывших министров Франции, Израиля и Пакистана не было заметно энтузиазма по этому поводу.
Тем не менее общая атмосфера и дух выступлений американских участников конференции, направленных против сохранения концепции ядерного сдерживания применительно к российско-американским отношениям (за что в США выступают, по их словам, только представители Пентагона и ВПК), их призывы к администрации Обамы «проявить политическую волю и работать для обеспечения поддержки снизу» новой политики в области ядерного оружия, позволяют выразить осторожную надежду на то, что новая администрация в Вашингтоне прислушается к совету Оливера Стоуна. Надо попробовать изменить мир к лучшему. Путь к этому сегодня лежит через изменение позиции США по проблематике ПРО.