Как и предсказывала «НГ», ровно за неделю до поездки федерального канцлера Ангелы Меркель в Москву германский бундестаг принял 9 ноября специальную резолюцию коалиционных партий ХДС/ХСС и СвДП. Ее политический пафос сводится к критике и осуждению изъянов демократии, законодательства, преследований оппозиции в России. И связывается это с новым президентством Владимира Путина.
Само парламентское действо можно было наблюдать в пятницу по интернет-трансляции. По логике вещей, оно должно было привлечь всеобщее внимание. С одной стороны, немецкие СМИ и многие политики выражают озабоченность ухудшением отношений с Москвой. С другой, тема поставлена накануне важных российско-германских межгосударственных консультаций.
Однако депутатский партер в массивном здании рейхстага был практически пуст. Правительственная трибуна тоже. Присутствовало, наверное, не более 30 из 620 членов бундестага, а то и меньше. От каждой партии с краткими декларациями выступило по оратору. За исключением одной, речи были как под копирку, выражая недовольство и опасения российской ситуацией. Через три четверти часа резолюция черно-желтой коалиции была утверждена горсткой ее депутатов, но формально «большинством голосов Бундестага».
Содержание этой бумаги не лишено противоречивости. К примеру, упоминается, что двусторонняя торговля характеризуется рекордными показателями. Колокола тревоги по поводу межобщественных отношений диссонируют с пассажем, в котором говорится, что «Германия поддерживает с Россией такие тесные, интенсивные, ориентированные на проекты негосударственные отношения, как ни одна другая страна Европы» Они охватывают партнерство между городами, молодежный обмен, фонды, многочисленные неправительственные организации и даже добровольные пожарные дружины. Хотя «Россия является центральным партнером для Германии и Европы», вопросов внешней политики, европейской безопасности, решения международных проблем резолюция избегает.
Главной задачей российско-германских отношений объявляется модернизационное партнерство. Авторы резолюции предосудительно упоминают, что «российское руководство преследует в настоящее время другую концепцию модернизации». А следовало бы принять именно их представления, сделав упор на развитии демократии, прав человека, правопорядка, гражданской активности и т.д. В том же духе выдержаны 17 наставлений федеральному правительству относительно «двусторонних контактов, включаяроссийско-германские межправительственные консультации».
Депутаты ХДС/ХСС-СвДПпризывает федеральную сторону «укреплять контакты с либеральными и оппозиционными элитами»России. Заодно бестактнорекомендуется в переговорном процессе «настаивать на том, чтобы представители политической оппозиции могли свободно развивать свою активность». Если речь ведется о содействии изучению языка, то только немецкого. А если о ЕС, то о разработке согласованной стратегии в отношении России, но ни слова хотя бы о безвизовом режиме.
Эксперт берлинского фонда «Наука и политика»Ханс-ХеннингШрёдер разочарован дебатами в бундестаге. Он считает, передает его мнениерадиостанция «Дойчевелле», что в них «не хватало конструктивных идей о том, как развивать политически релевантный диалог с Москвой, выходящий за рамки рутины межправительственных консультаций». По его оценке, немецкая политика в отношении России топчется на месте. Критически относится к ней и научный директор Германо-российского форума Александр Рар. «В мире много острых проблем, – напомнил он. – Переизбранный президент США по-видимому готов сотрудничать с Россией. Даже поляки ведут конструктивный диалог с Москвой. А в немецком бундестаге идет отдаленная от политических реалий дискуссия о дефицитах демократии в России». Это абсурд, считает Рар.
Очевидно, сомнения гложут и некоторых участников дебатов. Депутат от баварского ХСС Петер Гаувайлерговорил, что коли есть претензии по правам человека, честнее обращаться в Европейский суд, а не писать резолюции. И уж во всяком случае «германский бундестаг не должен создавать впечатления, будто мы претендуем на роль судьи по отношению к другим народам». При критике в адрес Москвы, заместитель председателя фракции СДПГ ГернотЭрлер все же предупреждал, что «учить жизни» Россию недопустимо, ведь она может и «хлопнуть дверью». А внешнеполитический представитель Левой партии Вольфганг Герке довольно остроумно назвал претензии инициатора резолюции АдреасаШокенхофа (немецкого координатора межобщественных связей двух стран и заместителя председателя фракции ХДС/ХСС) к России «кусанием за икры». И призвав отбросить назидательный тон в российский адрес, заключил: «Я вот все время думаю, как бы мы реагировали, если бы депутаты Госдумы каждую неделю критиковали наши недостатки».
Провокационность акции в бундестагезаключаетсяпрежде всего в ее одностороннем обвинительном тоне. Да и в моменте фабрикации накануне переговоров в Москве. В остальном критикуемые в ней обстоятельства для нас не открытие. По поводу некоторых перегибают палку, но многие факты упрямая вещь. А главноене устраивают либо беспокоятчасть нашего общества и уже поэтому само собой требуют внимания без напоминаний и поучений извне. Но если придерживаться взаимной непредвзятости и желания решать дела, то ведь ничто не мешает партнерскому обсуждению внутриполитических дефицитов, трудностей и проблемна российско-германских переговорах или форумах.
Кстати, в Бундестаге говорилось об «обмене мнениями на равных». А Петер Гаувайлер ратовал за «взаимную критику». Что ж, на мой взгляд, российской стороне, не вдаваясь в мелкотравчатость и бесполезные перепалки, было бы самое время проявить серьезную озабоченность активностьюв ФРГ неонацизма.
Основания для этого не нужно притягивать за волосы. На днях федеральная прокуратура предъявила обвинение по делу орудовавшей 10 лет боевой группы «Национал – социалистского подполья», на счету которой убийства, взрывы, грабежи. Все ответвления и связи этой сети, в том числе с правоохранительными органами еще не выявлены. История учит, что преотвращать такие угрозы следует в зародыше.
К сожалению, даже 9 ноября, когда в Бундестаг обсуждалась политика в отношении России, а немцы в 23-й раз отмечали падение Берлинской стены и поминали приходящуюся на ту же дату очередную годовщину трагедии еврейских погромов в нацистском рейхе, в небольшом городке Вольгаст на севере страны маршировали сотни две неонацистов. Подобных вылазок немало. Но борьба с нацистской партией ведется аморфно, власти никак не решатся добиться ее запрета. Хотя и по убеждению самих немцев давно пора.