Владимир Путин принял Нури аль-Малики в своей резиденции в Ново-Огареве.
Фото с официального сайта президента РФ
Вчера премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, находящегося в России с рабочим визитом, принимал президент Владимир Путин. В ходе беседы обсуждались перспективы развития российско-иракского сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной и гуманитарной областях. Накануне иракский премьер провел переговоры с главой российского правительства Дмитрием Медведевым.
В центре внимания на переговорах руководителей России и Ирака оказались возможности расширения инвестиционного сотрудничества и участия российских компаний в совместных проектах, в первую очередь в энергетике. Ведь в свое время нефтегазовый сектор и электроэнергетика были приоритетными направлениями в наших отношениях.
Вот и на круглом столе «Россия и Ирак: стратегическое сотрудничество в ХХI веке» аль-Малики напомнил, что в прошлом наша страна играла огромную роль в развитии иракской электроэнергетики. «Ираку потребуется очень много сделать для развития этой области. Это значит, что мы будем нуждаться в строительстве новых гидроэлектростанций. Мы знаем, что многие российские компании прекратили работу в Ираке в связи с войной, их проекты остановились на долгое время, но сейчас они возвращаются», – сказал иракский премьер.
Он добавил, что Ирак готов подписать новые контракты на доступ российских компаний к своим нефтегазовым месторождениям. Несколько лет тому назад они уже выиграли торги на разведку и добычу энергоносителей, опередив американские компании. Так, ЛУКОЙЛу достался контракт на освоение нефтяного месторождения Западная Курна-2, а «Газпром нефти» в составе консорциума – на освоение нефтяного поля Бадра.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский сказал, что российские компании получили «весьма жирные куски» в Ираке. «Они оказались в колоссальном выигрыше и теперь могут рассчитывать на доступ к новым месторождениям», – уточнил эксперт.
Общаясь с московскими журналистами, аль-Малики заметил, что Ирак нуждается в поддержке России в оборонной области. Ему необходимо современное оружие, которое может быть использовано против террористов в горных условиях и в пустыне.
В итоге Ирак приобретет российской продукции военного назначения на 4,2 млрд. долл. В состав «оружейного пакета» входят зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1Э» и боевые вертолеты Ми-28НЭ. И это не единственная планируемая закупка: по некоторым сведениям, Ираку предлагаются истребители МиГ-29М/М2, самолеты марки «Сухой», а также бронетанковая техника. Эти сделки поставят Ирак в один ряд с крупнейшими покупателями российских вооружений – Алжиром, Индией, Вьетнамом и Венесуэлой.
«Россия возвращается на, казалось бы, потерянный рынок, – сказал Мирский. – Шиитское правительство Ирака пытается вернуть страну в число стран-лидеров на Ближнем Востоке, и ему необходимо модернизировать вооруженные силы, уничтоженные двумя войнами с США. Кроме того, наше оружие может использоваться в борьбе с суннитскими боевиками, которые активизировали террористическую деятельность, особенно в районах шиитских святынь. В целом московские договоренности опровергают предсказания целого ряда политиков и экспертов о том, что Америка чуть ли не колонизирует Ирак и сделки Багдада с любой другой страной вообще возможны. Хотя именно США привели шиитов к власти и освободили их от того унизительного положения, в котором шиитское большинство было при Саддаме Хусейне».
Между тем в США не увидели особых проблем для своего военного сотрудничества с Ираком после информации о возобновлении связей в сфере ВТС между Багдадом и Москвой. «Ирак заключил 467 контрактов с США в области военного сотрудничества. Если все они будут выполнены, то их объем составит 12,3 миллиарда долларов, – сказала официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд на брифинге. – Не думаю, что у нас имеются какие-либо озабоченности договоренностями Ирака и России». При этом она отказалась комментировать предположение, что Ирак возобновил военное сотрудничество с Россией из-за недовольства качеством или объемами поставок из США.
Об охлаждении в отношениях между Вашингтоном и Багдадом заговорили в 2011 году, после вывода из Ирака сил международной коалиции. До тех пор США активно поддерживали военное строительство в Ираке.
Однако правительство аль-Малики отправило за решетку многих лидеров иракских суннитов и фактически лишило эту группу своих граждан серьезного представительства во власти. Вооруженные силы Ирака, по мнению Вашингтона, стали не армией многонационального и многоконфессионального Ирака, а силовым органом одной правящей общины. В результате в США стали все громче раздаваться недовольные голоса, утверждающие, что управляемый шиитами Ирак превращается в союзника шиитского Ирана.