Действующий президент Венесуэлы обещает соотечественникам «открыть дверь новому будущему».
Фото Reuters
Сегодня должны быть объявлены предварительные результаты президентских выборов в Венесуэле. Они обещали стать самыми непредсказуемыми с тех пор, как к власти в стране пришел Уго Чавес. Перед избирателями стояла задача не только выбрать президента, но и решить, как жить в следующие шесть лет: строить ли, как и прежде, социализм или изменить страну.
Вчера в шесть часов утра в Венесуэле открылись почти 14 тыс. участков, на которые пришли 19 млн. избирателей. Хотя на высший государственный пост претендовали семеро кандидатов, лишь два из них имели реальные шансы на победу – действующий президент Уго Чавес и единый кандидат от оппозиции Энрике Каприлес Радонски.
58-летний Чавес, не растерявший харизмы и популярности у самых необеспеченных слоев, настроился на то, чтобы стать главой государства в третий раз. Он уже 14 лет бессменный президент, а в 2009 году инициировал референдум, который отменил ограничения для одного и того же человека занимать выборные должности несколько раз подряд.
Каприлесу Радонски 40 лет, но за плечами у него богатый политический опыт. В прошлом самый молодой председатель Палаты депутатов Национальной ассамблеи, губернатор штата Миранда, он оказался единственным за все время пребывания Чавеса у власти политиком, способным составить ему серьезную конкуренцию.
«Венесуэльской оппозиции удалось заметно укрепить свои позиции, – сказал в беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, доктор политических наук Збигнев Ивановский. – Свыше 20 достаточно разнородных партий, объединенных в Круглый стол демократического единства, смогли выдвинуть единого кандидата – Каприлеса. Он называет себя левым центристом, ему импонирует бразильская модель. Каприлес не отвергвет социальные программы Чавеса и готов продолжать наиболее успешные из них. Но обещает поступать гораздо прагматичнее: дотировать другие страны, как это делает Чавес, он не собирается. Что касается контрактов с Россией, Кубой, Китаем и Ираном, то некоторые из них могут быть пересмотрены Каприлесом с точки зрения их соответствия национальным интересам Венесуэлы».
А вот с чем Каприлес категорически не соглашается, так это с неэффективностью работы правительства, высоким уровнем преступности и коррупции, частыми отключениями электричества, неразвитостью инфраструктуры. Он считает, что только частная инициатива способна вывести Венесуэлу на магистраль прогресса, тогда как экономическая модель Чавеса – это тупиковый путь развития. Хотя на протяжении всей предвыборной кампании он тщательно избегал прямых столкновений с Чавесом, сравнивая свою борьбу с поединком Давида с Голиафом.
Впервые за последние десятилетия ситуацию перед выборами в Венесуэле можно было смело назвать непредсказуемой. Различные опросы общественного мнения давали диаметрально противоположные оценки предпочтений ее граждан. Если близкие к правительству социологические организации приводили цифры победы Чавеса с отрывом до 20%, то другие компании, занимающиеся опросами, указывали на небольшое преимущество, которое имел к воскресенью действующий президент. Один из опросов вообще показал, что Каприлес опережает Чавеса почти на 1 млн. голосов.
За три дня до выборов в Венесуэле прошли последние митинги главных кандидатов в президенты. В Каракасе Чавес, несмотря на две недавние операции по удалению злокачественных опухолей, спел и лихо станцевал перед тысячами сторонников. Он сказал, что для закрепления социалистических реформ ему не хватает еще шести лет. «В воскресенье мы ударим лавиной голосов с самого утра. Так мы сможем гарантировать победу и откроем двери новому будущему», – заявил Чавес.
В свою очередь, Каприлес на митинге в городе Баркисимето сравнил перемены, которые он обещает венесуэльцам, с ураганом. «Это будет ураган радости, ураган, который войдет в историю. В воскресенье мы откроем двери новому будущему Венесуэлы», – пообещал он.
О том, какую из двух стихий – лавину или ураган – предпочтут венесуэльцы, станет известно уже сегодня.