Фото Reuters
В среду во Франции в коммуне Эшироль к югу от Гренобля состоялись похороны двух юношей, которые умерли в больнице, после того как на минувшей неделе были жестоко избиты уличной шайкой. Банда из 15 парней, вооруженных молотками, бейсбольными битами и ножами, напала на студента Кевина Нубисси и его приятеля Софиана Табира.
Жертвам расправы было по 21 году. Проститься с ними пришло около тысячи человек. Накануне похорон в Гренобле до 10 тыс. жителей вышли на «белый марш» в память о погибших. Люди надели на марш белую одежду, в частности футболки с изображенными на них фотографиями жертв нападения.
Поводом явился конфликт младшего брата Кевина с его одноклассником. За несколько часов до инцидента Кевин увещевал двух подростков, потребовав извиниться перед его 16-летним братом за грубость на улице. Позднее спор перерос в «карательную экспедицию» со смертельным исходом. Так из банального выяснения отношений в неблагополучном квартале получилась громкая драма.
Трагедия не осталась без внимания властей. Гренобль посетил президент Франсуа Олланд, он встретился с родственниками погибших. На улице одна из местных жительниц втянула его в перебранку. «У нас здесь настоящий Техас. Нельзя, чтобы они погибли задаром», – прокричала она. «Они и не погибнут задаром», – начал было Олланд, но женщина перебила его вопросом: «Где мы, господин президент? Я голосовала за вас, все эти люди голосовали за вас», – показала она на десяток обывателей. «Ну да, они имеют право на безопасность, ее-то я и приехал им обеспечить. Безопасность, правосудие и успех», – сказал Олланд, прежде чем удалиться.
Прибывший вместе с ним глава МВД Манюэль Вальс остался на месте, для контроля за ходом следствия. Он провозгласил: «В Республике нет места варварству», объявив Вильнев приоритетной зоной безопасности. Гренобль известен своими беспорядками. Серьезные волнения произошли там в июле 2010 года, когда молодой человек был убит в перестрелке с поилицей. Тогда президент Николя Саркози произнес знаменитую «гренобльскую» речь, в которой связал преступность и иммиграцию.
На данный момент задержано 14 человек, двоих подозреваемых отпустили во вторник вечером. Большинство – молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет, в том числе два брата, 19-и и 20-и лет. Они солдаты и, как полагают, – зачинщики побоища. Остальные арестованные участники банды безработные, и среди них два несовершеннолетних 17-и лет. При неясных пока обстоятельствах была задержана и мать двух солдат. Большинство подозреваемых уже имели проблемы с правосудием из-за краж и актов насилия, в том числе группового. По некоторым данным, наиболее опасны два преступника, которых задержали в последнюю очередь, и еще один, продолжающий скрываться от полиции.
По словам социолога Клода Жакье, главы Наблюдательного комитета по дискриминации и межкультурным зонам, который живет в Эшироле более 20 лет, такая жестокость в этом квартале его не удивляет. «Эти молодые люди не учились в школе и целыми днями ничего не делают, – рассказал он. – Насилие – это их вид спорта, способ дать выход своей энергии». По мнению Жакье, жертвы пострадали от того, что были успешнее в плане социализации. Кевин закончил курс менеджмента, продолжал учиться, нападавшие никогда не достигнут такого уровня, считает социолог.
Подобные молодчики «на улице вынуждают прохожих потупить глаза. Тот, кто бросает им вызов, рискует, в любой момент на него могут напасть». В таких случаях Жакье принуждает своих сотрудников подавать жалобу, и поэтому в его адрес постоянно поступают угрозы. В целом, у таких молодчиков довольно много влияния и власти, отработаны способы вербовки новых членов уличных банд. Как изменить положение дел? Нужно глубоко реформировать систему, говорит Жакье. «Культура населения, которое живет этих кварталах, никогда не берется в расчет... Мы должны направить туда лучших воспитателей и хорошо платить им, чтобы они остались там и чтобы компенсировать взятые ими на себя риски».