Исламисты массово дезертируют, рассчитывая на милость властей.
Фото Reuters
Войска Кении и Сомали вчера заняли Кисмайо – стратегический порт, недавно покинутый боевиками «Аш-Шабаб». Город являлся главным источником финансирования террористической организации, и ей теперь вряд ли удастся контролировать значительную часть страны. Вместе с тем, по мнению экспертов, «Аш-Шабаб» продолжит борьбу и даже попытается использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу.
Операция «Кузнечный молот» проводилась с утра пятницы. Кенийские вертолеты наносили удары по базам «Аш-Шабаб» вблизи сомалийского порта Кисмайо, который боевики оставили в субботу. По свидетельствам очевидцев, в городе, прежде зажатом террористами в «железный кулак», сразу после их ухода царили беззаконие, мародерство, анархия и хаос. Так, неизвестные вооруженные люди убили нескольких мирных жителей, в том числе старейшин (племенных вождей).
И вот в понедельник 450 кенийских и сомалийских солдат совершили финальный рывок и, не встретив сопротивления, с запада вошли в стратегический населенный пункт на юге страны. Кисмайо – последний оплот «Аш-Шабаб», который использовался для экспорта древесного угля, импорта оружия и обложения налогами ввозимых через порт товаров. Таким образом, перекрыт главный канал жизнеобеспечения боевиков. По данным СМИ, речь идет о многомиллионных ежегодных доходах, их потеря не позволит группировке контролировать обширные территории. К тому же Кисмайо широко известен как рассадник пиратства.
При этом «Аш-Шабаб» предпринимает ответные действия против кенийцев, участвующих в освобождении страны в рамках миссии Африканского союза (АС). Два кенийских полицейских в воскресенье были убиты в городе Гарисса, приграничном с Сомали, а за несколько часов до этого девятилетний мальчик погиб при взрыве гранаты в церкви в Найроби. Еще три ребенка получили тяжелые ранения. В обоих случаях власти подозревают в совершении преступлений «людей, сочувствующих «Аш-Шабаб». А в пятницу в одном из автобусов, следовавших из Гариссы в Найроби, была найдена сумка с оборудованием для изготовления бомб. Когда никто не признал себя ее владельцем, пришлось задержать всех 60 пассажиров автобуса.
Что касается Кисмайо, то боевики заявили о «тактическом отступлении». И хотя перестала вещать радиостанция «Аш-Шабаб», они не остались без средств коммуникации, написав в микроблоге Twitter: «Прошлой ночью Исламская администрация в Кисмайо закрылась после более чем пятилетнего существования. Из мирного города, живущего по исламскому шариату, Кисмайо превратится в зону боев между мусульманами». Как пообещал один из главарей террористов, «Аш-Шабаб» завяжет бои на улицах. «Мы просто ждем, пока войска АС и Сомали войдут в город», – пояснил он ранее.
По мнению экспертов, никакого наступления «Аш-Шабаб» не предвидится. Напротив, после потери столицы страны Могадишо в августе 2011 года боевики непрерывно отступают. Связано это с тем, что они боятся понести тяжелые потери. Как продемонстрировали столкновения с эфиопскими войсками в 2006 и 2007 годах, «Аш-Шабаб» не владеет навыками ведения боя, прежде всего в городской местности. Newsweek пишет, что идеологические лидеры уже собираются бежать в Йемен или Эритрею. Рядовых боевиков (а их около 6 тыс.) правительство призывает сдаться, обещая им взамен работу и образование. 22 сентября оружие сложили 200 человек.
С другой стороны, борьба с «Аш-Шабаб» далека от финала. Политолог из Могадишо Мохамед Шейх Абди считает, что организация будет по-прежнему совершать теракты с использованием смертников и придорожных бомб против наиболее уязвимых объектов. С ним согласен западный чиновник в Найроби, сохранивший анонимность. «Аш-Шабаб» продолжит быть опасной организацией, – сказал он. – Потеря Кисмайо – это огромный удар по ее репутации, но она продолжит действовать в качестве террористической группы».
По мнению сомалийского военного Юсуфа Абди Хуссейна, даже победа в Кисмайо пока весьма призрачна. «Обычно Кисмайо оспаривают друг у друга соперничающие племена, которые стремятся овладеть ресурсами и доходами порта. «Аш-Шабаб» сможет извлечь пользу из племенного деления и поддержит ущемленные племена, направив их против правительства и кенийских сил. Кроме того, они воспользуются ситуацией, чтобы зарекомендовать себя как единственную власть, которая способна обеспечить мирное сосуществование двух соперничающих племен».