Сентябрь стал в ЕС необычайно урожайным на антикризисные и реформаторские планы. Сначала Европейский центробанк сформулировал предложение о неограниченном выкупе госзаймов. Затем глава Комиссии ЕС предложил структуру банковского союза. А в этот вторник свое видение будущего представили в Берлине главы дипломатических ведомств 11 государств сообщества.
Доклад-депеша преподносится как свод идей о будущем Европы. Но речь идет лишь о ЕС. «Мозговой штурм» был организован по инициативе министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле. Он пригласил к участию еще коллег из Франции, Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Испании, а также Дании и Польши, не входящих в еврозону. В прессе с чьей-то подачи этот форум получил название «Группы для будущего Европы».
Будущее видится ее участникам в лозунге «Больше Европы!». Политическая заявка в изложении Вестервелле выглядит так: «В конце пути, на который мы вступаем, однажды должен появиться политический союз. Он завершит наш экономический и валютный союз. Одновременно общая внешняя политика и политика безопасности получат осуществление в полном смысле этого слова».
Пока предлагается укрепить полномочия и ответственность Брюссельской комиссии, расширить разного рода контрольные функции. Составители доклада хотели бы передать часть национальных компетенций в Брюссель, предоставить ЕС право вмешательства в вопросы национальных бюджетов вплоть до наложения вето на них. Поднимается вопрос о необязательности принципа единогласия при реформах договорной базы ЕС, а также принятии внешнеполитических решений простым большинством.
Любопытно предложение 11 министров преобразовать кризисный фонд Европейского стабилизационного механизма (он теперь одобрен Конституционным судом ФРГ и предположительно начнет работу 8 октября) в Европейский валютный фонд. По мысли авторов доклада, он должен будет взять на себя нынешние задачи МВФ в европространстве. Наконец, рассматривается и перспектива создания в Европейском парламенте специальной палаты для депутатов государств еврозоны – так называемой «палаты евро-плюс». Наверное, Кэтрин Эштон не очень придется по душе желание министров коренным образом проверить ее внешнеполитический департамент.
Предлагая свои рецепты, «Группа для будущего Европы» некоторым образом отнимает хлеб у саммитов ЕС и «совещаний экофин». Однако обо всем договориться не удалось. Это касается вопроса о европейской армии, выборности первых лиц ЕС, инструментах «обобществления долгов», на котором одни настаивали, а другие им возражали. К тому же группа, представлявшая лишь 11 из 27 дипломатических ведомств стран ЕС, никак не может выдавать свой доклад за концепцию всего сообщества. Министры осмотрительно говорят лишь о своих «частных мыслях», которые не обязательно отражают взгляды их правительств. Или как просто о вкладе в подготовку кардинальной реформы, над которой трудится «Группа высокого уровня» в Брюсселе.