Фото Reuters
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху захватил телеэфир США и перекроил американскую предвыборную повестку дня. Сразу на нескольких каналах он убеждал Вашингтон поставить Тегерану ультиматум, чем привлек внимание многих политиков к иранской ядерной проблеме. Кроме того, он дал себе год на то, чтобы «остановить Иран». Израильская пресса считает, что Нетаньяху заодно работает на собственный электорат в преддверии выборов, запланированных на осень будущего года.
Тегерану послали четкий сигнал. США и 29 стран-союзниц приступили к крупнейшим учениям по разминированию в Персидском заливе, чтобы предостеречь Иран и успокоить Израиль. Маневры стартовали в воскресенье и продлятся до 27 сентября. Они собрали участников со всех концов света. В их числе Франция, Великобритания, Новая Зеландия, Эстония, Япония, Йемен, Иордания.
Начало маневров совпало с новым обострением вокруг возможности удара Израиля по Ирану. Биньямин Нетаньяху, неудовлетворенный беседой по телефону с президентом США Бараком Обамой, которая состоялась в минувший вторник, вышел в американский эфир. В самом популярном утреннем воскресном новостном шоу США Meet the Press на канале NBC он предупредил, что через шесть или семь месяцев у Тегерана будет 90% разработок, необходимых для изготовления ядерной бомбы.
Нетаньяху обратился к американцам с посылом, который долгое время не сходит с его уст: США могут остановить Иран, четко обозначив «красную линию», за которой начнется военное вмешательство. На вопрос о том, насколько, по его ощущениям, Иран близок к этому рубежу, Нетаньяху ответил, что Тегеран в «красной зоне», до черты осталось «20 ярдов». Нельзя позволить иранцам пересечь линию зачетного поля и сделать тачдаун, предостерег он в терминах американского футбола.
Наступление Нетаньяху на массового американского зрителя проводилось и на телеканале CNN. Там Нетаньяху стал героем передачи State of the Union и сравнил иранцев с участниками антиамериканских протестов. «Это тот же самый фанатизм, который вы видите, когда штурмуют ваши посольства. Вы хотите, чтобы эти фанатики получили ядерное оружие?» – воскликнул израильский премьер, попытавшись подменить иранской проблемой беспорядки, занявшие первое место в мировых новостях.
Реакция Вашингтона на заявления Нетаньяху была предсказуемой: как отметила посол США при ООН Сьюзан Райс на CNN, пока «есть время и место для давления». Сенатор-республиканец Джон Маккейн в передаче Face the Nation на CBS описал происходящее как «открытую борьбу» Белого дома с премьер-министром Израиля. В той же передаче бывший посол США в Израиле Мартин Индик сказал, что, если ничего не изменится, военную конфронтацию с Тегераном следует ожидать в 2013 году.
По сути, Нетаньяху задал тон телеэфиру США, вбросив иранскую тему в американские выборы. Правда, сам он очень просил не уличать его в подобных намерениях. «Я руководствуюсь не американским политическим календарем, а иранским ядерным календарем», – сказал на CNN израильский лидер. Другое интересное заявление было сделано премьером в интервью газете Jerusalem Post по случаю еврейского Нового года. Подводя итоги, премьер-министр признался: больше всего он жалеет о том, что в этом году «мы еще не остановили Иран». «Когда вы будете брать у меня интервью в следующем году, надеюсь, что смогу дать вам другой ответ», – сказал Нетаньяху.
Такую реплику можно считать предвыборным обещанием: через год, 22 октября, в Израиле должны пройти парламентские выборы. Но политическая ситуация нестабильна, досрочные выборы могут состояться уже в марте, то есть через полгода, когда Иран как раз должен пересечь отмеренную ему красную черту. В этом свете приходится говорить о том, что Нетаньяху, судя по всему, руководствуется не американским и не иранским календарем, а собственным, израильским. По замечанию Jerusalem Post, его «слова предназначены не для американских, а для израильских ушей; не для произраильских избирателей в США, а для израильских избирателей в Израиле. Это не о них, это о нас».