Фото Reuters
Парламентское расследование преступлений «Национал-социалистского подполья» (НСП) наталкивается на все новые вопиющие обстоятельства. На днях обнаружилось, что бундесверовская контрразведка MAD «придерживала» имевшиеся у нее уже давно сведения на одного из нацистских убийц. Другая свежая «сенсация»: взрывчаткой снабжал банду тайный осведомитель берлинской уголовной инстанции. При этом министерство обороны и столичное полицейское ведомство многие месяцы утаивали имевшиеся у них донесения, важные для работы специального комитета Бундестага по расследованию НСП.
Скоро уже год, как разматывается эта, казалось бы, невероятная для новой Германии история. Напомним, что в ноябре 2011 года в Цвиккау произошел взрыв дома. Так чисто случайно открылось, что в нем находилось убежище банды, назвавшей себя «Национал-социалистским подпольем». На счету «тройки из Цвиккау» – десять убийств, взрывы со множеством раненых, ряд ограблений. Непосредственными исполнителями преступлений были некто Уве Мундлос и Уве Бонхардт, то ли убитые, то ли покончившие с собой после неудачного нападения на банк. Членом нацистской ячейки является также Веате Цзшепе. Она пыталась уничтожить улики взрывом тайного убежища, сдавшись после этого властям. Неонацистские террористы творили преступления в разных местах страны под носом многочисленных секретных служб и охранных ведомств. И так целых 10 лет!
Разумеется, исключено, чтобы они могли действовать без чьей-то поддержки. Кто-то доставал им оружие, помогал скрываться, обеспечивал транспортом. Сейчас федеральная прокуратура привлекает в качестве причастных к делу НСП уже 13 человек. Кое-что, но, как правило, случайно и даже вопреки соответствующим органам все же выясняется, оставляя однако новые вопросы.
Взять хотя бы признание некоего Томаса С., который, по-видимому, до сих пор является «доверенным лицом», как на сленге немецких спецслужб называют платных тайных осведомителей. В данном случае – берлинской уголовной полиции. Именно этот С. , по собственному признанию, достал и передал в 1996 году будущему нацистскому убийце Мундлозу около килограмма тринитротолуола – «пакет размером с коробку для обуви». А когда полиция нашла в гараже «троицы» мастерскую по изготовлению бомб, Томас помог ей в поисках квартиры, чтобы скрыться.
Как теперь отмечает Федеральное уголовное ведомство, Томас «по меньшей мере до 2000 года являлся одним из самых значимых и активных лиц» в неонацистской среде в Хемнице. Завербован ныне 44-летний агент был в ноябре 2000 года. Первый раз дал наводку на НСП в мае 2001 года, затем еще неоднократно в последующие годы. Но сведениям значения не придавали, банда продолжала совершать убийства, остававшиеся нераскрытыми. Лишь в прошлом марте берлинская инстанция поделилась откровениями своего осведомителя с генеральной прокуратурой. Мариновалось и признание о взрывчатке. Оно было получено в январе 2012 года и только теперь дошло, наконец, на днях до следственного комитета Бундестага.
Что касается минобороны и его контрразведки, то MAD, оказывается, еще в начале 90-х годов, когда будущий, террорист НСП Уве Мундлос проходил службу в бундесвере, проводила с ним собеседования, предположительно выясняя его настроения на предмет вербовки. В составленном тогда протоколе было зафиксировано, что взгляды выявлены откровенно нацистские. Кроме того, этот солдат был задержан в августе 1994 года в Йене полицией за имевшийся при нем портрет военного преступника Гесса и получил недельный дисциплинарный арест. Но двумя неделями позже был поощрен командиром. Подобно Гитлеру, чей профиль Мундлос помещал на свои визитные карточки, он тоже был возведен в ефрейторы.
Оригинал досье на будущего террориста был в MAD уничтожен. А снятые некогда копии, затребованные парламентским расследованием, месяцами не могли найти ни в спецслужбах, ни в министерстве обороны. И опять-таки лишь на днях главе военного ведомства Томаcу де Мезьеру пришлось признать, что искомый документ имелся в министерстве еще в марте.
Члены следственного комитета Бундестага отмечают, что в связи с делом НСП в системе правоохранительных органов выявились поразительная безответственность, профессиональная некомпетентность и бюрократическая неразбериха. Об этом пишут почти все СМИ. Некоторые комментаторы говорят также о политической слепоте спецслужб в отношении неонацизма. Кроме упомянутых, возмущение немецкой общественности и многих политиков вызывают также другие факты уничтожения и многомесячного утаивания разного рода сведений, донесений, наводок, касающихся НСП, его терактов и пособников.
Канцлерин Ангела Меркель назвала террор НСП «позором для Германии». Но он пока далеко не стерт. Федеральное правительство обещает реформировать Ведомство по охране Конституции (ВПОК) и MAD. Глава ВПОК, а вслед за ним руководители трех земельных подразделений внутренней службы безопасности ушли в отставку. В Бундестаге некоторые партии предлагают сократить аппарат и звенья этой службы, а контрразведку бундесвера ликвидировать вообще.