16 мощных взрывов прогремели почти одновременно в различных населенных пунктах Ирака - от Киркук на севере до Басры на юге. Около 60 человек погибли, сотни получили ранения. Жертвами террористов стали как военнослужащие, рекруты силовых структур, так и мирные граждане. В Насирии заминированный автомобиль взорвался у здания французского консульства. Аналитик Али аль-Хайдари считает, что «эскалация насилия и террора в стране связана с нехваткой технического оснащения и недостатками в работе разведслужб».
С этим утверждением можно согласиться лишь частично. Действительно, иракские правоохранительные органы пока не в состоянии эффективно противостоять атакам террористов. Но главные вопросы: кто эти террористы, кого они представляют, кем поддерживаются в стране и за рубежом, кто их вооружает и финансирует, почему именно 9 сентября синхронно по всей стране прогремели сразу 16 взрывов – остаются пока без ответа.
Есть все основания полагать, что последние трагические события в Ираке так или иначе связаны с эскалацией вооруженного конфликта в Сирии. Похоже на то, что борьба за власть в этом, соседнем с Ираком, государстве вступает в свою решающую фазу и стороны, заинтересованные в скорейшем свержении режима Башара Асада, стремятся любыми путями усилить его изоляцию на международной арене. Непосредственным поводом к очередной вспышке террористической активности в Ираке могло послужить сообщение об использовании воздушного пространства страны иранской транспортной авиацией. Решение иракских властей, открывающее воздушный коридор Тегеран–Дамаск, было весьма негативно воспринято прежде всего непосредственными «спонсорами» сирийской оппозиции: Саудовской Аравией и Катаром.
Ни для кого не секрет, что по линии спецслужб и неправительственных организаций эти страны поддерживают весьма прочные связи и контакты с арабо-суннитским меньшинством в Ираке. Причем в своем стремлении противостоять пришедшему к власти в Ираке арабо-шиитскому большинству монархии Персидского залива не останавливаются перед использованием в своих интересах бывших иракских функционеров партии Баас, отставных сотрудников силовых структур Саддама Хусейна, сохранившиеся ячейки «Аль-Каиды» и местных ваххабитов. Именно эти группировки и являются основой террористического подполья в Ираке. Сегодня можно констатировать, что иракские власти не прилагают достаточных усилий для снижения уровня террористической угрозы за счет вовлечения в мирный процесс арабов-суннитов и амнистии низшего и среднего звена госаппарата времен Саддама Хусейна.
Судя по масштабам вспышки насилия в стране 9 сентября текущего года, она могла быть подготовлена и инспирирована лишь с помощью иностранных спецслужб. Не случайно американские эмиссары в Багдаде накануне настоятельно рекомендовали иракским властям организовать досмотр иранских воздушных судов, следующих через территорию Ирака в Сирию, чтобы исключить перевозку на них грузов военного назначения.
Безусловно, при этом не снимается вина за неспособность нейтрализовать деятельность вооруженных боевиков и защитить свое население от терактов и с самого правительства Нури аль-Малики. Похоже на то, что в стремлении оставаться у власти как можно дольше этот иракский лидер своими действиями или бездействием лишь усугубил общую ситуацию в стране. Назначенный с большим трудом не без давления со стороны США вновь на пост премьер-министра, Нури аль-Малики не выполнил большинства своих обещаний и договоренностей с другими политическими силами страны. Как уже отмечалось выше, арабы-сунниты так и не заняли пропорционально своей численности места в новом госаппарате и обществе, курды не смогли в полной мере реализовать заложенные в новой Конституции страны свои права и свободы и выражают готовность провозгласить независимость своего региона, радикальные арабо-шиитские группировки юга страны также не скрывают своего недовольства политикой аль-Малики.
Непосредственным поводом к террористической атаке 9 сентября мог послужить вынесенный заочно в Багдаде смертный приговор скрывающемуся от иракского правосудия в Турции бывшему вице-президенту Ирака Тарику аль-Хашеми. Иракские арабы-сунниты считают этот приговор несправедливым и политически мотивированным.
В условиях отсутствия как таковой внешней угрозы и на фоне продолжающейся террористической активности бандподполья, нерешенности большинства социально-экономических задач, разрушенной войной инфраструктуры, перебоев с подачей электроэнергии и воды, высокого уровня безработицы правительство аль-Малики пошло на массированные закупки новых тяжелых вооружений и боевой техники в США.
Таким образом, многострадальный Ирак вместо восстановления разрушенного длительной войной народного хозяйства, ускоренного решения социально-экономических задач, обеспечения внутренней безопасности втягивается в ничем не оправданную новую гонку вооружений, миллиарды иракских нефтедолларов вновь перетекают в американские банки. Такая ускоренная милитаризация страны ведет не только к дальнейшей радикализации иракского общества, но и вызывает явное непонимание и настороженность со стороны соседнего Ирана. Возникает естественный вопрос: куда полетят иракские боевые самолеты, как будет применяться весь планируемый к закупкам в США арсенал тяжелых вооружений стоимостью в несколько десятков миллиардов долларов? Регион еще помнит кровопролитную восьмилетнюю войну между Ираком и Ираном, массированное применение артиллерии, авиации, бронетехники и даже химического оружия против курдских повстанцев.
В условиях сложной внутриполитической обстановки Ирак постепенно втягивается во все большее региональное противостояние, где США с помощью своих союзников и партнеров в лице монархий Персидского залива и Турции стремятся любыми путями ускорить свержение режима Асада в Сирии и усилить давление на Иран. Похоже на то, что имевшие место новые масштабные теракты 9 сентября являются попыткой вновь ввергнуть страну в хаос и тем самым вынудить иракские власти отказаться от сотрудничества и какого-либо дальнейшего взаимодействия с Сирией и Ираном. Одновременно Ирак превращается в арену вооруженного противостояния между арабами-шиитами и арабами-суннитами.