Баррозу призвал Европарламент предоставить ЕЦБ беспрецедентные полномочия в банковском секторе.
Фото Reuters
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу призвал превратить ЕС в «федерацию национальных государств». Он предложил данную меру в качестве долговременного рецепта против экономических и политических кризисов. Пока же на повестке дня – не менее амбициозный план по созданию «банковского союза».
Как некогда сказал президент Франции Шарль де Голль, «мечта о единой Европе – это утопия: невозможно приготовить омлет из яиц, сваренных вкрутую». Однако эта мечта продолжает жить и находит новых сторонников. Так, выступая перед Европейским парламентом в Страсбурге, Жозе Мануэл Баррозу в среду заявил: «Я призываю к созданию... не супергосударства, а демократической федерации национальных государств, которая может взяться за наши общие проблемы благодаря разделению суверенитета – таким образом, чтобы каждая страна и ее граждане были лучше приспособлены к контролю над собственной судьбой». Глава Еврокомиссии добавил, что «в век глобализации объединенный суверенитет означает больше, а не меньше власти».
Баррозу уточнил, что любые меры, которые требуют изменения договорной основы (например, выпуск евробондов – общих облигаций, по которым несли бы долговую ответственность все страны ЕС), не будут рассматриваться до 2014 года. Ясно, что Германия на них не пойдет, и нужно ждать выборов, намеченных на осень 2013-го. Пока же предполагается действовать в рамках существующего правового поля. Есть и конкретные предложения. Речь идет о так называемом «банковском союзе», и он должен стать новым «покушением» на национальные суверенитеты, схожим с созданием евро в 1999 году. Именно банки находятся в эпицентре финансового кризиса зоны евро.
Еврокомиссия выступила с предложением предоставить ЕЦБ контроль над более чем 6 тыс. банков в 17 странах еврозоны. Европейский центробанк сможет предоставлять и изымать банковские лицензии, одобрять крупные приобретения и слияния, проводить расследования дел в проблемных банках и штрафовать их. Фактически ЕЦБ хотят передать функции национальных банковских регуляторов, в то время как сейчас он отвечает исключительно за валютную политику зоны евро (устанавливает процентные ставки, печатает деньги). Кроме того, речь шла о панъевропейской системе страхования вкладчиков, прямом доступе банков (а не только правительств) к фондам ЕС и единой модели сворачивания банков-банкротов. Предполагают, что меры должны вступить в силу с 1 января будущего года для крупнейших банков еврозоны и годом позже – для оставшихся игроков. Для этого до конца года нужно ратифицировать необходимое соглашение.
Позиция Берлина оказалась неоднозначной, а она особенно важна потому, что в Германии находится 1885 банков, то есть практически треть всех банков еврозоны, и многие из них выказали недовольство, говоря о том, что у них хотят отнять основные конкурентные преимущества. Немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле приветствовал инициативу Еврокомиссии, но высказался за то, чтобы она распространялась только на системно важные банки (например, получающие господдержку), а не на все банки еврозоны. Канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула, что с этим решением не надо спешить.
Каковы же перспективы «федерации национальных государств»? Проект будет новой формой движения Евросоюза к более высокой стадии региональной интеграции, а именно – стадии политического союза, считает главный научный сотрудник Института Европы РАН Ольга Буторина. Фактически речь идет о конфедерации или федерации. Буторина обратила внимание «НГ» на то, что однажды проект такого политического союза потерпел крах, когда Конституция ЕС так и не вступила в силу из-за отрицательных результатов голосования во Франции и Нидерландах. Теперь в ЕС решили вернуться к идее федеративной Европы на фоне тяжелого долгового кризиса, когда стало ясно, что проводимая ЕЦБ единая кредитно-денежная политика не подкреплена консолидированным экономическим курсом.
Каковы перспективы у «Европейской федерации» сегодня? «Я думаю, что на этот раз ЕС пойдет другим путем и постарается провести реформу «мелкими шагами», то есть устанавливая режим федеративного государства или близкий к нему в отдельных узких областях или вопросах, – сказала Буторина. – По сути, подобное законодательство уже внедряется в области общей экономической политики и слежения за состоянием госфинансов и бюджетов и, что особенно важно, – макроэкономической политики отдельных государств. Новые нормы говорят о фактическом движении к федерации, но форма отличается от того, что было при принятии Конституции».