«Шестерка» международных посредников, ведущих переговоры о ядерной программе Ирана, намерена сегодня предъявить новые жесткие требования к Тегерану. Иранский вопрос стал в ночь на среду главной темой часового телефонного разговора президента США Барака Обамы и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Дискуссия между официальным Вашингтоном и правительством Израиля об установлении для Ирана жесткого рубежа – так называемой красной линии, при выходе за которую США будут готовы пойти на силовую акцию против Тегерана, – продолжается. «Сейчас мы как раз обсуждаем эту проблему», – сказал на днях Биньямин Нетаньяху в интервью канадскому телевидению.
До сих пор в Белом доме неизменно высказывались против установления точно определенных сроков в иранской ядерной программе.
Вашингтон мотивирует это необходимостью дать достаточно времени Тегерану в полной мере ощутить воздействие международных санкций. А дипломатам – в полной мере использовать политические средства. Но последние высказывания израильских лидеров породили предположения, что Израиль может нанести удар по Ирану, не дожидаясь президентских выборов за океаном.
Накануне «Гаарец» со ссылкой на анонимные источники в правительстве сообщил о контактах Нетаньяху и администрации США. Газета утверждает, что премьер-министр хотел встретиться в США с Обамой. Однако, по словам источника газеты, Белый дом ответил, что рабочее расписание президента не позволяет ему встретиться с Нетаньяху, который будет находиться в Нью-Йорке 27–29 сентября. Он выступит на Генеральной ассамблее ООН с речью, осуждающей «террористический режим Ирана», который, по его словам, «на данный момент является самой большой угрозой мировому сообществу».
Представитель Совета по национальной безопасности Томми Витор опроверг израильскую публикацию о том, что Нетаньяху просил о встрече с Обамой в этот период и получил отказ. По его словам, переговоры даже не планировались, так как руководители стран-союзников будут присутствовать на Генассамблее в разные дни. При этом он добавил, что Нетаньяху встретится с другими представителями руководства США, включая госсекретаря Хиллари Клинтон.
Она, кстати, в недавнем радиоинтервью отвергла призыв Нетаньяху установить для Ирана красную линию. «Израильтяне хотят быстрой реакции, потому что чувствуют себя на прицеле, но мы уверены, что следует сосредоточиться на санкциях, чтобы привести Тегеран за стол переговоров», – сказала госсекретарь.
Прохладные отношения между Обамой и Нетаньяху давно не являются секретом. Однако осведомленные американские источники исключают личные мотивы, подчеркивая, что Обама во время краткого визита на Генассамблею 25 сентября вообще не планирует двусторонних встреч – он полностью поглощен предвыборной кампанией. Тем не менее президент счел необходимым позвонить Нетаньяху и еще раз обсудить с ним иранскую тему.
Как говорится в заявлении Белого дома, оба лидера подтвердили свои намерения не допустить разработку Ираном ядерного оружия. А накануне Нетаньяху заявил, что «те представители международного сообщества, которые отказываются прочертить красную линию перед Ираном, не имеют морального права зажигать красный свет перед Израилем».
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский предположил, что израильтяне рассматривают период до президентских выборов в США как самый благоприятный для того, чтобы их силовая акция против Ирана была одобрена Белым домом. «Если удары Израиля по иранским ядерным объектам произойдут до выборов, тогда Обама будет вынужден поддержать Израиль, поскольку значительное число американских избирателей – 6 миллионов евреев и свыше 70 миллионов христиан-евангелистов – сочувствуют израильтянам, – пояснил эксперт. – Не исключено, что после выборов ситуация может измениться. Если победит Обама, он будет считать себя независимым от избирателей и сможет тянуть время».
Вчера стало известно, что на заседании совета директоров Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которое пройдет в Вене сегодня, может быть принято заявление от имени «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе (пять постоянных членов СБ ООН и Германия). В нем, как ожидается, будет выражена обеспокоенность процессом обогащения урана в Иране и требование беспрепятственного доступа инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты. В проекте документа в качестве особого повода для тревоги приводится факт удвоения за последние три месяца числа центрифуг для обогащения урана на подземном ядерном объекте в Фордо.