Олланд не отказывается от предвыборных лозунгов, однако реальных результатов ждет только через два года.
Фото TF1/AFP
Франсуа Олланд детализировал планы правительства по выходу из кризиса в интервью французскому телеканалу TF1. Президент пообещал сэкономить 30 млрд. евро и создать 150 тыс. рабочих мест. Две трети средств изыщут за счет повышения налогов, оставшееся доберут через сокращение госрасходов. По мнению экспертов, амбициозный план не даст заявленного эффекта.
Выбирая президента, французы мечтали о том, что он немедленно решит все назревшие проблемы. Однако чуда не произошло. «За четыре месяца я не сделаю то, чего мои предшественники не сделали за пять или за десять лет», – сказал он. Каков же реальный срок? Через год Олланд обещает положить конец росту безработицы, которая недавно преодолела критический рубеж в 3 млн. человек. А на реформы французский президент отвел себе два года: эффект от преобразований граждане страны должны ощутить в 2014-м.
Итак, ближайшая цель – борьба с безработицей. До конца 2013 года лидер Франции хочет создать 100 тыс. рабочих мест, в 2014-м – еще 50 тыс. Но, по мнению Эрика Эйе – специалиста Французской обсерватории экономической конъюнктуры, этого было бы достаточно, если бы рост ВВП составлял 1,5%. Вместе с тем прогнозируемые цифры – 0,3% в нынешнем году и 1,2% в 2013-м, хотя скорее всего реальный показатель не превысит 0,8%. С учетом подобных темпов до конца 2013 года прибавятся еще 200 тыс. безработных.
Во-вторых, Олланд попытается ускорить рост ВВП, проведя реформы финансовой сферы и рынка труда. Но вразрез с этими задачами идет еще один вызов – сокращение бюджетного дефицита. Чтобы в 2013 году довести дефицит до 3% ВВП, президенту нужно 30 млрд. евро.
Откуда взять эту сумму? Олланд детализировал счет, предъявляемый Франции. 10 млрд. евро будут изысканы после сокращения госрасходов. «В 2013 году мы не потратим ни на евро больше, чем в 2012-м», – заявил Олланд. Еще 10 млрд. евро станут вкладом крупного бизнеса. Наконец, оставшуюся сумму внесут домохозяйства. 2–3 тыс. самых богатых французов с доходом свыше 1 млн. евро в год обложат налогом в 75%, для других состоятельных граждан тоже настанут трудные дни. Вместе с тем Счетная палата Франции считает, что этого мало, необходимо сэкономить более 40 млрд. евро.
Выступление Олланда можно считать возобновлением его политической активности. «Летом у французов сложилось впечатление, будто правительство отсутствует. Господину Олланду требовалось ободрить собственный электорат», – уверен эксперт Высшей школы политических наук Парижа Жан Шиш. Тем временем оппоненты перефразируют лозунг президента: «Перемены – не сейчас, а через два года», «Налоги – сейчас, перемены – через два года» и пр. «То, что Испании и Греции предписал Брюссель, Франсуа Олланд делает сам», – заявил лидер партии «Вставай, республика!» Николя Дюпон-Эньян.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров обратил внимание на то, что оппоненты уже давно говорят о несоответствии расчетов Олланда реальному положению дел. «Выступление Олланда связано с желанием показать, что президент активен, так как его упрекали в том, что он самоустранился и не предлагает никаких планов, – пояснил Федоров в интервью «НГ». – Однако, как выяснилось, у социалистов не прослеживается четкого курса или плана по выводу страны из кризиса. Победили они на волне антисаркозизма, однако, кроме различных видов экономии, ничего предложить не смогли. Сначала говорили, что нужно 10 миллиардов евро, теперь речь идет о 30 миллиардах евро, может быть, потребуется и больше. Как следствие, свыше 70% французов не верят, что руководству удастся нормализовать ситуацию в стране за два года».
В чем слабость программы Олланда? Федоров согласился с мнением экс-премьера Франции Франсуа Фийона, который вчера высказался за структурные реформы, нацеленные на повышение конкурентоспособности и модернизацию экономики. Но таких планов, судя по его выступлению, у Олланда нет. Подобные реформы пытался провести Николя Саркози, в чем-то копируя опыт бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Имя этого политика вспоминают и в связи с речью Олланда. Так, по словам обозревателя Figaro Ива Треара, «реформы, проведенные Шредером, были гораздо более глубоки, амбициозны и сложны, чем предложенные Олландом. Они способствовали подъему Германии, тогда как меры французского президента скорее будут годны лишь на то, чтобы еще чуть больше ослабить нашу страну».