В Китае уже широко известно, кто после 18-го съезда партии, намеченного на нынешнюю осень, станет председателем КНР, а кто – премьером Госсовета. Однако не все кадровые вопросы решены. При нынешнем кураторе органов внутренней безопасности Чжоу Юнкане нарушались нормы закона. Он пока остается на посту, но тот, кто придет на смену, вероятно, не останется членом постоянного комитета политбюро. За понижение статуса руководителя правоохранительных органов ратуют сторонники либерализации режима в Поднебесной.
Коммунистическая партия Китая намеревается понизить статус секретаря комитета ЦК по административным вопросам. Чжоу Юнкан, человек, занимающий этот пост сейчас, обладает очень большим влиянием. Фактически под его контролем находятся полиция, полувоенные формирования и другие органы внутренней безопасности.
Чжоу входит в состав постоянного комитета политбюро – органа, состоящего из девяти членов, который осуществляет повседневное руководство страной. Бюджет структур, подведомственных ему, по данным агентства Reuters, составляет 110 млрд. долл. в год и превышает военный бюджет.
Судя по высказываниям бывших сотрудников партийного аппарата, лидеры государства решили отправить Чжоу в отставку после съезда партии. И дело тут не в личности бюрократа, который никогда не искал популярности у СМИ, предпочитая действовать из-за кулис. Это не пародия на советского Лаврентия Берию.
Однако, сказал в беседе с «НГ» профессор Института стран Азии и Африки МГУ Виля Гельбрас, Чжоу «создал параллельную партии систему. Она настолько мощная, что может сделать что угодно, вплоть до переворота. Кроме того, нужно учесть, что этот человек принадлежит к клану бывшего председателя КНР Цзян Цзэминя. К этой же группировке принадлежал Бо Силай, руководитель партийной организации гигантского города Чунцин, которого вывели из политбюро в связи с преступлением, которое совершила его жена». (см. «НГ» от 21.08.12).
Именно при Цзян Цзэмине были начаты гонения на необуддийское движение «Фалуньгун», число приверженцев которого составило от 60 до 100 млн., продолжал Гельбрас. «Поскольку это движение проповедовало идеи, ничего общего не имеющие с коммунистическими, Цзян распорядился его запретить. Чуть ли не 150 тыс. человек попали в лагеря. Много людей погибло. Эти гонения осуществлялись руками органов безопасности. Несколько лет спустя Бо Силай в Чунцине тоже создал репрессивный режим. Правда, там нарушались законы под лозунгом борьбы с мафией. Нынешнему руководству партии и съезду предстоит разобраться, что делать с этим наследием. Таким образом, вопрос о статусе секретаря комитета ЦК по административным вопросам приобретает важное значение. Речь идет о том, пойдет партия на определенную либерализацию политической жизни и системы управления страной, или нет. Тут нужно вспомнить, о чем недавно говорил премьер Госсовета Вэнь Цзябао. Он заявил, что партия – это политическая организация. Она должна отойти от прямого управления экономикой, от контроля над повсеместной жизнью граждан. Если съезд пойдет таким курсом, это станет грандиозным поворотом в судьбах страны», – заключил эксперт.
Нынешнему куратору аппарата безопасности Чжоу Юнкану 69 лет. Это дает возможность отправить его на пенсию под вполне благовидным предлогом. Но партийный чиновник, который займет освободившееся место, уже не будет располагать полномочиями предшественника. Он должен будет докладывать о своих решениях кому-то из членов постоянного комитета политбюро.
Впрочем, наблюдатели в Пекине полагают, что и сам этот орган станет еще более компактным. Вместо девяти членов в нем, возможно, останутся семеро.