В Берлине вчера был представлен на пресс-конференции документ под претенциозным названием The Day After («План на следующий день»). Его представила группа сирийских эмигрантов в качестве стратегии оппозиции на «время после падения режима Асада». Но предсказать, когда оно наступит и наступит ли вообще, его составители не решились.
План готовился в германской столице целых полгода. К его разработке были привлечены около полусотни противников действующего режима Дамаска. Они представляли Сирийский национальный совет, а также другие оппозиционные силы. На встречах председательствовал проживающий в США археолог и социолог Амр аль-Азм, известный как бывший советник правительства Асада. Совещания проходили в берлинском Фонде науки и политики (ФНП) в обстановке строгой секретности. Это объясняли необходимостью ограждения оппозиционеров от агентов сирийских секретных служб.
К финансированию мероприятия причастны госдеп США, МИД Швейцарии, а также неправительственные организации Нидерландов и Норвегии. По данным прессы, МИД ФРГ помощь оказывал, но денег не давал. Известно однако, что Фонд науки и политики дотируется из бюджета.
Политически и организационно немцы приложили немало усилий, сколачивая платформу сирийской оппозиции. Авторы документа ратуют за выработку «на следующий день» новой конституции вместо недавно принятой. Они высказываются за реформу армии, юстиции, сил безопасности. Требуют, чтобы «новое политическое руководство и правительство» ясно показало, что порывает с авторитарным наследием. Конкретно о составе нового руководства в берлинском документе речь не идет. Амраль-Азм признает, что между мятежниками и режимом в Сирии наблюдается патовая ситуация.
Очевидно, в Берлине готовили запасную группу оппозиции, но никак не ее правительство с готовой программой. Как повествует Spiegel, антиасадовская оппозиция раздроблена и в ее среде идет борьба за главенство. Сирийский национальный совет (СНП), по данным его председателя Абдельбасета Сиеды ), работает над созданием переходного правительства, но не ясно, какова поддержка этой организации в самой стране. Аналогичные планы есть и у Совета сирийской революции во главе с оппозиционным политиком Хайтемом аль– Малехом.
В минувшую пятницу канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсув Олланд на своей встрече обсуждали ситуацию в Сирии. Однако, пишет Frakfurter Allgemaine Zeitung, «конкретного разговора о создании и признании оппозиционного правительства не было. Так далеко дело не продвинулось, отмечают в дипломатических кругах, указывая на раздробленность сирийской оппозиции. Еще вопрос, представляет ли она сирийский народ»,– передает берлинские сомнения газета.
В Париже очевидно полагают иначе. Знала ли об этом Меркель заранее, но в понедельник Олланд сенсационно заявил в Елисейском дворце о желательности создания переходного правительства Сирии и готовности Парижа признать его. В Берлине промолчали, а в Вашингтоне немедленно проявили недовольство такой поспешностью.
В США отмечают, что французский шаг не согласован с другими странами. Сделанное Олландом заявление там считают несвоевременным. В администрации Барака Обамы напоминают о продолжающихся противоречиях между СНС и другими оппозиционными группами, а также мятежниками непосредственно в Сирии. В этой связи представитель госдепартамента Виктория Нуланд сказала, что оппозиция должна сама решать вопрос о переходном правительстве. А пока, по американским представлениям, необходима более тесная координация ее сил как внутри, так и вне Сирии. Но по существу это ставка на продолжение насилия без зримой перспективы решения конфликта.