Олланд вплотную взялся за международную повестку дня и во вторник встретился с сирийской оппозицией.
Фото Pierre Verdy/AFP
Сто дней – время подводить первые итоги. Франсуа Олланд, который вступил в должность президента Франции 15 мая, только что вернулся из отпуска и сразу же с головой ушел в дела. Пока его правительство занимается безработицей и финансовыми вызовами, глава государства отражает нападки критиков на двух фронтах. Левые критикуют президента за то, что он не покончил со всеми начинаниями Саркози, правые – за то, что он это частично сделал.
Отправляясь на отдых, Олланд учел ошибки предшественника – Николя Саркози. Последний шокировал Францию отдыхом на яхте друга-миллиардера, тогда как Олланд на поезде поехал в Брегансон (департамент Вар) и запретил министрам прохлаждаться за границей. Но все это не избавило его от начавшейся волны критики.
В интервью JDD (Journal du dimanche) его бывший соперник, кандидат от Левого фронта Жан-Люк Меланшон подвел неутешительные итоги: «Сто дней почти впустую. Олланд похоронил мятежный смысл голосования на выборах президента. Он утопил его в песках пляжей Вара. Как если бы выборы были вопросом личностей: нормальный вместо беспокойного, и дело с концом... Через десять лет левые возвращаются к власти, и все их срочные дела сводятся к законам о поправке к бюджету и сексуальных домогательствах?»
Для сравнения: в активе Саркози после 100 дней было уже четыре закона, принятых в парламенте. Проигрывает Олланд и в рейтингах популярности: его поддерживает 50–55% французов, тогда как курс Саркози после 100 дней одобряло более 60% населения. Но ведь и вызовы перед Олландом совсем другие. В меню правительства на сентябрь – создание рабочих мест, сокращение бюджетного дефицита, ограничение роста цен на энергоресурсы, принятие европейского договора бюджетной стабильности, спасение автопрома.
Одной из главных проблем является безработица, которая достигла 10%, то есть уровня 1999 года. Как пишет Monde, вчера в Cовете министров была озвучена рабочая программа на ближайшие месяцы, и 29 августа правительство рассмотрит закон о создании 150 тыс. рабочих мест для молодежи, в основном малоквалифицированной. Парламент обсудит закон на внеочередной сессии во второй половине сентября.
Также покритиковала Олланда супруга его собственного министра Арно Монтебура Одри Пюльвар, выступив против продолжения прежней политики в отношении цыган. Более всех навалилась оппозиция. Экс-министр образования Люк Шатель говорил о «капитуляции в отношении предвыборных обещаний, которые не были сдержаны». Генеральный секретарь Союза в поддержку народного движения Жан-Франсуа Копе, в свою очередь, сказал, что первые 100 дней Олланда прошли под знаком «антисаркозистской ненависти» и под девизом «как бы сделать так, чтобы все переделать». Видимо, Копе имел в виду немалое число декретов, отменявших различные меры Саркози.
Оба спикера остались недовольны и внешнеполитическим направлением. Так, Шатель отметил «отсутствие Франции» в международной повестке дня, несмотря на обещанный блицкриг по европейским делам. Копе же обвинил Олланда в «инерции французской дипломатии» перед «сирийской трагедией». Как бы отвечая на вызовы оппонентов, президент с головой погрузился в международные дела. Сегодня он встретится с канцлером Германии Ангелой Меркель, а в субботу – с премьер-министром Греции Антонисом Самарасом.
Против обвинений в «выжидательной политике» по сирийским делам, как считает Liberation, направлена активизация Олланда и на этом направлении. В понедельник он встретился с новым представителем ООН и ЛАГ по Сирии Лакдаром Брахими, а во вторник принял в Елисейском дворце делегацию Сирийского национального совета (СНС). Напомним, что сейчас Париж председательствует в Совете Безопасности ООН.
Олланд заявил, что не видит политического решения в Сирии без отставки Башара Асада. Что касается СНС, то его глава Абдель Бассет Саида приехал вновь просить о создании бесполетной зоны по ливийскому сценарию. Согласия на это он не получил. Олланд ограничился обещанием организовать «большое собрание» для всех сил сирийской оппозиции с участием Свободной сирийской армии для подготовки «перехода к демократическому режиму».
Ранее поездку по региону совершил глава МИД Франции Лоран Фабиус, посетивший Иорданию (там на границе с Сирией Париж развернул госпиталь для беженцев), Ливан и Турцию.