Фото Reuters
Бундесвер может быть задействован с применением оружия внутри Германии. Соответствующее разрешение дано в минувшую пятницу в Карлсруэ постановлением Конституционного суда ФРГ. Оно размывает один из принципов послевоенного правопорядка германского государства, исключающий вооруженное использование армии в границах федерации. Это вызывает неоднозначную реакцию политических и общественных кругов.
Вердикт стал полной неожиданностью. Казалось бы, Конституционный суд полностью занят рассмотрением законов о фискальном договоре и Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ). На днях представитель КС подтвердил, что, несмотря на поступление дополнительных обращений, дата вынесения решения по ним – 12 сентября – остается неизменной. Значение этой процедуры огромно. К ней приковано внимание правительств, прессы, общественности всей Европы. Если суд сочтет принятые бундестагом, но не подписанные президентом ФРГ документы не соответствующими Основному закону страны, рухнет вся антикризисная конструкция ЕС по спасению должников и стабилизации евро.
И вдруг бундесвер. С учетом немецкой истории вопрос о его роли во внутриполитических ситуациях не теряет остроты. Во времена Веймарской республики, а затем нацизма рейхсвер и вермахт расправлялись с собственным населением. Поэтому Конституция послевоенного демократического немецкого государства практически исключила возможность применения вооруженных сил внутри страны. Но всплеск международного терроризма побудил часть немецких политиков реанимировать эту тему. Реальная ситуация не требовала спешки с решением этого вопроса. Он стоял перед судом в Карлсруэ уже несколько лет. Давала себя знать чрезвычайная общественная настороженность в отношении любого задействования бундесвера. Но руководство Суда, видимо, решило, что именно сейчас при всеобщей погруженности в еврокризис самый подходящий момент, чтобы снять проблему.
С этой целью было проведено специальное, причем только пятое за всю историю Конституционного суда заседание в составе обоих коллегий и всех 16 судей. В итоге суд разрешил бундесверу применять оружие внутри страны в случае «чрезвычайных ситуаций катастрофического масштаба». Тем самым он изменил свое прежнее решение, не допускавшее это ни при каких обстоятельствах.
Конечно, все обставлено ограничивающими оговорками. Сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, по-прежнему запрещено. Армия не вправе стрелять для устранения «угроз, исходящих из толпы демонстрантов». Боевое оружие допускается исключительно в качестве крайнего средства. Санкция на это должна исходить только от федерального правительства в целом, а не, скажем, министра обороны. Но, как говорится, лиха беда начало. «Чрезвычайные ситуации катастрофического масштаба» судом не конкретизируются. Парламентарии СДПГ и зеленых отмечают, что на этот счет «нигде не даны уточнения и не названы примеры». Ситуация может трактоваться произвольно.