Танки «Леопард» остаются одним из важных экспортных товаров Германии.
Фото Reuters
Небольшое Государство Катар, расположенное на одноименном полуострове в Персидском заливе, захотело приобрести современные тяжелые танки «Леопард-2 А7+». Такой запрос, сообщает Spiegel, поступил из столицы эмирата Дохи. Тем самым готовится третий за последнее время плацдарм германского танкового экспорта. До этого в качестве его новых адресов фигурировали Саудовская Аравия и Индонезия (см. «НГ» от 18.06.12).
В этой связи примечательны два обстоятельства. Необычайно велик масштаб предполагаемых сделок. Что касается саудовцев, то речь шла сначала о 800 «Леопардах» стоимостью 10 млрд. евро. Это вызвало в Германии общественные протесты и непонимание. Сейчас размер первого танкового «транша» Эр-Рияду вроде бы сокращен до 270 машин, что тоже армада и миллиарды. Если катарский план реализуется, эмирату поставят 200 танков за 2 млрд. евро. К аналогичному гешефту с Германией, по слухам, подключается и Индонезия. В кругах индонезийского Минобороны допустили утечку о желании купить 100 подержанных танков из арсенала бундесвера примерно за 230 млн. евро.
Второй момент состоит в том, что все эти страны имеют жгучие проблемы с правами человека, подавлением меньшинств, расправами над заключенными и т.д. В соответствии с принципами внешней политики ФРГ это не допускает поставки им вооружений. Тем более танков, которые могут быть использованы для подавления народных волнений.
Оппозиция в Бундестаге критикует продажу оружия таким режимам. Как заявил представитель зеленых, «положение с правами человека в Катаре не оправдывает выдачу лицензии на поставку танков». Недавняя совместная попытка социал-демократов, зеленых и левых заблокировать резолюцией Бундестага сделку с Эр-Риядом была отвергнута правящим большинством.
Становится все очевиднее, что черно-желтая коалиция пытается обойти политические и нравственные ограничения в торговле оружием. Канцлерин Ангела Меркель вмешалась в дискуссию. Она не отрицает, что в Саудовской Аравии «есть существенные недостатки в области прав человека». Однако, считает она, эта страна имеет важное значение для стабильности всего региона, играет важную роль в ближневосточном мирном процессе и является партнером в борьбе с терроризмом. Министр обороны Томас де Мезьер уже открыто взял под защиту планируемый танковый гешефт с Саудовской Аравией. По его словам, «соображения о правах человека должны играть роль, но преобладание должны иметь интересы международной безопасности». Они и учитываются в первую очередь при решении вопроса о поставках вооружений, сказал шеф бундесвера.
Тем временем в Министерстве экономики подготовлены два документа о корректировке положений о внешней торговле, касающихся экспорта военной продукции. Как пишет Spiegel, на недавнем саммите НАТО в Чикаго федеральное правительство попыталось пробить некий список третьих стран, с которыми членам альянса разрешалось бы по стратегическим соображениям вести торговлю оружием. Партнеры отвергли пожелание немецкого конкурента (ведь в том же Катаре «Леопарды» предназначены для замены американских 44 АМХ-30S). Теперь Берлин поручил поднять тему своему послу в НАТО Мартину Эрдману, считая, что с документом альянса станет проще противостоять общественным протестам против торговли вооружениями.
Все вопросы о таких поставках рассматриваются под председательством канцлера Федеральным советом по безопасности (ФСБ). Его секретные решения оглашаются только раз в год, оставляя общественность длительное время в неведении о предпринимаемых шагах. Поступила ли заявка Катара на 200 танков и обсуждал ли ее ФСО – представители правительства просто отказываются от каких-либо комментариев.
Но очевидно, что слухи о сделке взяты не с потолка. Сообщения журнала Spiegel о том, что уже несколько недель назад делегация танкового концерна Krauss–MaffeiWegmann ездила на переговоры в Катар, никто не опровергает. Как и то, что бундесвер направил своего представителя в Саудовскую Аравию для участия в апробации «Леопардов-2» в условиях пустыни.
Возможно, что в актуальной ситуации контакты относительно перевооруженческих программ этих стран являются также формой их политического поощрения Берлином. Ведь известно, что Саудовская Аравия и Катар поддерживают оппозицию в Сирии и поставляют мятежникам оружие.