Рабочие Peugeot Citroen громко выражают свой протест против грядущих увольнений.
Фото Reuters
Правительство Пятой республики обнародовало план, призванный разрешить проблемы автоконцернов Peugeot Citroen и Renault, понесших серьезные убытки. Однако эффективность предложенных мер вызывает сомнения.
Протягивая руку помощи национальному автопрому, французское правительство сделало ставку на природоохранные технологии. По словам министра промышленного восстановления Арно Монтебура, «правительство разработало проект, который одновременно сделает экологически чистые машины доступнее и поможет автомобильной отрасли». Он утверждает, что план качественно улучшит жизнь французов, изменит их отношение к автомобилю и, самое главное, станет первым этапом реализации новой индустриальной стратегии.
Чтобы убедить соотечественников приобретать экологически чистые машины, чиновники решили увеличить государственные субсидии на их покупку. Теперь владельцу электромобиля вместо 5 тыс. выделят 7 тыс. евро. За гибрид, то есть машину с мотором смешанного типа, доплатят 4 тыс. вместо 2 тыс. Госрасходы на «зеленые» субсидии, которые в 2013 году обойдутся казне примерно в 600 млн. евро, будут покрыты за счет увеличения налогов на «прожорливые» и «грязные» машины.
В последние несколько лет французские производители вложили сотни миллионов евро в разработку «зеленых» автомобилей, но в кризис спрос на них упал. Новый план должен такую ситуацию переломить. Но, по сути, правительство просто помогает бизнесменам повысить продажи. С этой целью оно прибегает к услугам маститых кинорежиссеров, в том числе Люка Бессона. Он уже согласился снять рекламные ролики, воспевающие французские авто.
Кроме того, правительство надеется привлечь международных лоббистов. Оно намерено обратиться в Еврокомиссию с просьбой пересмотреть соглашение о свободной торговле с Республикой Корея, которое якобы наносит огромный вред отечественным производителям. Если Париж с Брюсселем договорятся, у Peugeot Citroen появятся шансы на выживание.
Пока же его продукция не выдерживает конкуренции с азиатскими аналогами. Более того, себестоимость автомобиля, произведенного на заводах Peugeot Citroen во Франции, на 10% выше себестоимости такого же автомобиля, выпущенного в странах Центральной Европы. По словам генерального директора концерна Филиппа Варэна, в первом полугодии 2012 года зафиксированы убытки в 662 млн. евро. Причина – резкое падение спроса на новые автомобили в Европе и остановка производства в Иране.
К плану возрождения национального автопрома Варэн относится настороженно. По его мнению, новые спасательные меры могут даже навредить. Он привел в пример введенную с 2009 по конец 2011 года компенсацию в 1 тыс. евро за сдачу в лом старых машин и покупку новых. Она лишь искусственно стимулировала на некоторое время потребительский спрос, после чего дела на рынке пошли еще хуже.
Чтобы вернуть второму в Старом Свете автоконцерну финансовое равновесие, необходимо сэкономить 1,5 млрд. евро до 2015 года. Нет сомнений, что радикальное сокращение издержек начнется с массового увольнения персонала. В ближайшее время работу потеряют 8 тыс. человек. И новый правительственный план этому, судя по всему, помешать не сможет.
Неудивительно, что около 2 тыс. рабочих концерна вышли в среду на улицы Парижа, чтобы выразить протест против увольнений. По мнению одного из профсоюзных деятелей, «даже если речь и идет о дефиците, покрывать его должны не рабочие: акционеры получили 2,7 миллиарда евро дивидендов за прошлый год и к тому же потратили 3 миллиарда на покупку акций».
Профсоюзый комитет Peugeot Citroen добился назначения независимого аудитора, который проверит обоснованность решения руководства концерна приступить к массовым увольнениям. Рабочие убеждены: это позволит отложить на несколько месяцев начало сокращений.
Впрочем, грядущие увольнения – далеко не первые на Peugeot Citroen. В прошлом ноябре уже лишились работы 1,9 тыс. человек. Поэтому план спасения автопрома президенту Франсуа Олланду следовало, вероятно, потребовать представить не к 25 июля, а гораздо раньше. Напомним, что перед вторым туром президентских выборов путь соперников на ТВ-студию, где состоялись теледебаты, проходил мимо группы рабочих Peugeot Citroen, приехавших в Париж за правдой. Николя Саркози сделал тогда вид, что их даже не заметил, а Олланд подошел к рабочим, обменялся с ними репликами и, похоже, их обнадежил.
Если же план спасения автопрома не сработает, Peugeot Citroen может понести необратимые потери. Ведь были во Франции автомобильные компании, в частности Simca, Talbot и Voisin, о которых никто даже не помнит. Правда, на улице окажутся уже не 8 тыс., а 100 тыс. человек.