Великобритания и Франция заключили два соглашения о дальнейшем сотрудничестве в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В то же время неизвестна судьба разработок франко-британского дрона-разведчика, для которого, видимо, не хватает средств. В этой связи наблюдатели говорят о вероятности присоединения Германии к данному проекту.
Документы были подписаны во вторник и стали итогом встречи министров обороны двух стран – Филипа Хэммонда и Жан-Ива Ле Дриана, который совершил первый визит в Лондон в новой должности. Соглашения продолжают политику Франции в рамках договора 2010 года о сотрудничестве в сфере обороны, который называли «возрождением Антанты» и даже новым военным блоком.
В числе прочего стороны нацелились на кооперацию при разработке БПЛА. Лондон и Париж вдохновились амбициозными планами по созданию собственных дроновых технологий. Ведь сейчас на обоих рынках беспилотников – как боевых, так и разведывательных – доминируют израильские и американские технологии, которые лежат в основе всех ныне существующих французских и британских аппаратов.
Первое из двух соглашений касается начальной фазы совместной «демонстрационной программы» так называемой Воздушной боевой системы будущего (2030–2040). Проект подразумевает разработку нового боевого беспилотника Telemos британской BAE Systems и французской Dassault Aviation. Ожидается, что уже в ближайшие дни подключатся британская Rolls-Royce и французская Safran, которые займутся разработкой двигателя беспилотника.
Первая фаза рассчитана на 12–15 месяцев, а сам дрон должен быть готов к 2020 году. Пока Лондон и Париж выделили 13 млн. евро на исследования. У обеих сторон уже имеются черновые аппараты, которые в ближайшее время начнут проходить полетные испытания. К технологическим наработкам относятся двигатель Adour и демонстрационные программы Mantis, Taranis и Neuron.
Другой документ касается тактических БПЛА Watchkeeper, созданных для Великобритании французской Thales на базе израильских технологий (Elbit Hermes 450) и осуществляющих распознавание целей и наблюдение за ними. Французы хотят за 8 млн. евро позаимствовать несколько таких аппаратов, чтобы до середины 2013 года провести испытания и решить, годятся ли они на замену французским SAGEM Sperwer.
Между тем пока нет ясности по совместному проекту разведывательного средневысотного БПЛА с большой продолжительностью полета. По мнению Financial Times, всему виной финансовые проблемы, которые являются верным признаком того, что франко-британский альянс скоро развалится. Так, ранее в этом году Лондон из-за нехватки бюджетных средств отказался от планов по усовершенствованию своих авианосцев, необходимому для того, чтобы на них могли приземляться французские бомбардировщики Rafale.
Видимо, те же финансовые причины заставляют Францию пересматривать свои дроновые программы на 2016–2025 годы. Недавно Париж отказался от закупки франко-израильских разведывательных БПЛА Heron TP. Скорее всего вместо них будут приобретены американские General Atomics MQ-9 Reaper. Вместе с тем может быть продлен контракт по БПЛА EADS Harfang, который истекает в октябре 2013 года (эти беспилотники были использованы во время конфликта в Ливии). Французская сторона уточняет, что решение будет принято в ближайшие недели.
Как отмечают наблюдатели, финансовые трудности могут привести к тому, что «Антанта» расширится и превратится в «Тройственный союз». «Министры достигли согласия по поводу того, что сотрудничество по некоторым программам может включать других близких союзников со сходными силами и средствами в тех случаях, если это практически выполнимо», – говорится в заявлении. Речь может идти о Германии или об Италии. Так, Берлин не откажется присоединиться к проекту разработки наблюдательного беспилотника через концерн EADS. Эта компания была в отчаянии, оказавшись в стороне от создания дрона Telemos, тем более что вместо него она лоббировала свой собственный БПЛА – Talarion.
По всем признакам президент Франции Франсуа Олланд намерен перенести центр тяжести на панъевропейское сотрудничество в сфере безопасности. В пользу этого говорит и то, что по дороге в Лондон Ле Дриан 23 июля заехал в Варшаву, ранее, 22 июня, побывал в Берлине, а 18 июня в Париже принимал итальянского коллегу. Судя по всему, Париж формирует «близкий круг»: Веймарский треугольник (Париж–Берлин–Варшава), а шире – ось стратегического партнерства, куда включают также Рим и Мадрид. В этом случае Великобритания может оказаться если не на втором плане, то потесненной. Как бы то ни было, очередная встреча британского и французского министров обороны состоится уже в октябре, во время совместных учений «Корсиканский лев».