Гости британской столицы будут под надежной защитой сил ПВО.
Фото Reuters
У Олимпиады, которая стартует в Лондоне в конце июля, выявлены основные враги – английская погода и террористы. Но если для борьбы с дождями чрезвычайные меры не предпринимаются, то для охраны спортивных объектов власти решили задействовать десятки тысяч солдат и полицейских, военные самолеты, вертолеты и корабли, а также ракетные комплексы класса «земля-воздух». Как отмечает пресса, в Лондоне «быстрее, выше, сильнее» – это не только о спортсменах.
Два века назад Джейн Остин в романе «Эмма» писала: «Беда в том, что в Лондоне всегда нездоровая погода». В эти дни – особенно нездоровая. Период с апреля по июнь стал вторым по количеству осадков, оставив непобитым лишь рекорд 1910 года. В прошлом месяце страну накрыли проливные дожди, тысячи людей остались без электричества, а подтопления нарушили работу транспорта и школ. На прошлой неделе в результате проблем с парковкой, причиненных ливнями в Сильверстоуне (всего в 80 км от столицы), далеко не все желающие попали на Гран-при Великобритании (девятый этап чемпионата «Формулы-1»), а в среду был отменен концерт в Гайд-парке.
Прогноз на время Игр неутешителен, страну вновь может охватить «мокрый хаос». В этой связи на олимпийских объектах созданы оперативные метерологические центры. Локальные наводнения вновь и вновь превращают дороги в реки. Отношение спортсменов к такой неприглядной погоде разное: одни расценивают ее как верное поражение, для других – это чуть ли не единственный шанс обойти конкурентов, прибывших из более комфортного климата. В борьбе со своевольной природой организаторы идут на необычные ухищрения. Сажается особая водостойкая трава и устанавливаются системы водоотвода, заказано специальное покрытие для велосипедного мотокросса, намечено пять дополнительных водных маршрутов, предусмотрены запасные дни для некоторых соревнований, которые может сорвать погода (это хоккей, пляжный волейбол и т.д.).
Впрочем, британцы считают дождь своей визитной карточкой и не против «умеренно плохой» погоды, особенно в день открытия Игр – 27 июля. Режиссер Дэниел Бойл рассказал немного о церемонии открытия. Он пообещал в случае необходимости «подменить мать-природу» и обеспечить бутафорские облака и искусственные осадки. «Мы не можем позволить людям покинуть церемонию, немного не промочив их дождем, даже если будет стоять самый погожий день на земле», – пошутил Бойл, дав обозревателям повод отметить отличие британского подхода от китайского. На Играх в Пекине в 2008 году для укрощения природы задействовали самолеты и метеоракеты, а церемония открытия была отмечена самой крупной в истории страны операцией по разгону облаков.
Впрочем, гораздо серьезнее британцы собираются отнестись к вопросам безопасности. Фактически Лондон переведут на военное положение. После того как стало известно, что компания G4S скорее всего не сможет предоставить запрошенного властями числа сотрудников (13,2 тыс.) из-за проблем с набором, обучением и транспортировкой людей, правительство в среду пересмотрело количество военных, задействованных для охраны олимпийских объектов. В итоге их число решили увеличить на 3,5 тыс., если подрядчик не справится с обязательствами.
Этих солдат приведут в готовность, чтобы они присоединились к 7,5 тыс. товарищей, которые уже работают на олимпийских полях, и к 6 тыс. тех, кто выйдет на улицы непосредственно в дни Олимпиады. Если G4S действительно подведет, то обеспечивать безопасность в Лондоне будут в общей сложности 17 тыс. солдат. Это целая дивизия военного времени, или почти два британских контингента в Афганистане (9,5 тыс.). А если учесть еще и 12 тыс. полицейских, 3 тыс. волонтеров, истребители «Тайфун», вертолеты, два военных корабля и экспертов по обезвреживанию взрывных устройств...
Много шума еще до своей установки наделала высокоскоростная ракетная система класса «земля-воздух» «Рапира». Ракеты разместят на крыше 17-этажного жилого дома Fred Wigg Tower в Лейтонстоуне (3 км от Олимпийского парка) и еще на пяти зданиях. Это будет самая крупная в мире логистическая операция мирного времени, и предпринимают ее для отражения потенциальной террористической атаки с воздуха. Например, вариант, похожий на катастрофу 11 сентября 2001 года в США: злодей угнал Boeing 747. «Рапира» тут же собьет его. Однако в Минобороны надеются: само наличие комплексов на крышах должно отпугнуть врага.
С такими доводами отнюдь не согласны жители домов. Обыватели опасаются, что «Рапиры», напротив, послужат приманкой для террористов, а они станут жертвами. Даже если операция, о которой говорят гипотетически, пройдет вполне успешно, в окна полетят осколки, возмущаются квартиранты. Еще в мае активисты развернули кампанию «Останови олимпийские ракеты!». 30 июня прошел протестный марш, участники вынесли транспаранты: «Нет ракетам на домах! Нет снайперам на школах! Нет оружию на улицах!», «Это не военная зона!». Жители Лондона даже обращались в суд. Они пытались обвинить правительство в нарушении Европейской конвенции по правам человека. Однако 10 июля суд отверг все обвинения и постановил, что риска для населения ракеты не представляют.
Одновременно власти заявили о поимке в Олимпийском парке 24-летнего мужчины, подозреваемого в терроризме. Как полагают, он четыре года назад ездил в Афганистан, где стал экстремистом. Кроме того, на прошлой неделе были арестованы 14 человек по подозрению в причастности к террористической деятельности. Правда, как уточнили власти, не связанной с Олимпиадой.