Генсек ЛАГ Набиль аль-Араби призвал сирийскую оппозицию не упустить шанс сплотиться.
Фото Reuters
Сирийские силы ПВО приняли сбитый в июне турецкий истребитель за израильский, заявил президент Асад. Между тем 2 и 3 июля в Каире под эгидой Лиги арабских государств прошла конференция сирийской оппозиции. Попытка выработать общую политическую платформу выглядела неубедительно, так как боевые формирования повстанцев бойкотировали мероприятие.
Министры ближневосточных стран и руководство ЛАГ призвали сирийскую оппозицию объединиться и создать нечто вроде Переходного национального совета (ПНС) Ливии, куда вошли основные силы, боровшиеся с Каддафи. Принял участие во встрече и посол России. Как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров, цель этих усилий – договориться о том, кто будет представлять оппозицию на переговорах с правительством. «Жертвы сирийского народа значительнее, чем мы, и выше любых узких различий или фракционных споров», – обратился к сирийцам генеральный секретарь ЛАГ Набиль аль-Араби.
В отличие от ПНС, сирийские группировки расколоты по идеологическим, конфессиональным и даже возрастным признакам. В их числе есть и «ветераны» диссидентского движения, отсидевшие целые годы в тюрьме, и двадцатилетние оппозиционеры образца «Facebook-революций». Многие бежали за рубеж. На конференции удалось собрать около 250 человек, включая представителей Национального координационного комитета за демократические перемены в Сирии и Сирийского национального совета, глава которого Абдель-Басит Сида должен посетить Москву на следующей неделе. Кроме того, в ближайшие дни в российской столице ждут другую делегацию во главе с сирийским диссидентом Мишелем Кило, а в середине месяца может приехать спецпосланник ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннан.
Вместе с тем каирские усилия кажутся довольно призрачными в свете того, что Свободная сирийская армия – главная «оппозиционная» группа, которая ведет боевые действия против режима Асада, – отказалась принять участие в выработке общей политической платформы. Она бойкотировала участие в конференции, назвав ее сговором в интересах Дамаска, Москвы и Тегерана. Больше всего возмутил «армейцев» отказ участников конференции от «идеи иностранной военной интервенции во имя спасения людей», а также введения воздушного эмбарго и вооружения повстанцев.
Во вторник турецкая «Джумхуриет» опубликовала интервью с Башаром Асадом, в котором сирийский лидер принес соболезнования семьям погибших пилотов и сказал, что сожалеет о случившемся. Он пояснил, что турецкий самолет был ошибочно принят силами ПВО за израильский, поскольку «летел в воздушном коридоре, который в прошлом три раза использовался израильскими ВВС». «Мы находимся в состоянии войны, поэтому любой неопознанный самолет – это вражеский самолет», – уточнил сирийский лидер. Он также объяснил свое пребывание у власти: «Зачем бы я стал держаться за власть, если бы спасение моего народа и моей страны не зависело от того, останусь я или уйду? В таком случае я не остался бы и единого дня».
Интересную версию инцидента с турецким самолетом приводит британская Sunday Times. Со ссылкой на ближневосточные дипломатические источники она пишет о том, что российские специалисты обучали сирийских военных пользоваться комплексами ПВО, которые Москва поставила Дамаску три года назад. Некоторые россияне до сих пор работают в центрах управления ПВО, утверждают дипломаты. «Мы не удивимся, если эти российские эксперты, если даже не они нажали кнопку, по крайней мере стояли за сирийскими офицерами, которые это сделали», – заявил британской газете источник в израильских ВВС. «Российские отпечатки пальцев просматриваются четко», – сообщил один из дипломатов. При этом турецкий самолет было решено сбить, чтобы дать НАТО сигнал оставаться в стороне от гражданского конфликта.