Репутация Си Цзиньпина может серьезно пострадать.
Фото Reuters
Все вроде бы предрешено. На предстоящем съезде КПК высшая власть перейдет к Си Цзиньпину, занимающему пост заместителя председателя КНР. И в этот момент по Интернету пришло сообщение, что его родные владеют огромными средствами. Правда, сам руководитель и жена ни в каких махинациях не замешаны. Но по престижу партии нанесен удар.
Конец минувшей недели выдался очень тяжелым для китайских цензоров, надзирающих за информацией онлайн. Они должны были блокировать ссылки на Си Цзиньпина, политика, которого после съезда КПК, намеченного на осень, должны избрать сначала генеральным секретарем партии, а затем и председателем КНР.
Дело в том, что американская служба новостей Bloomberg установила: братья, сестры и другие члены большой семьи Си владеют активами в компаниях, которые оцениваются в 376 млн. долл. Помимо этого семье принадлежит часть компании, занимающейся добычей редкоземельных металлов (стоимость составляет примерно 1,73 млрд. долл.), другие активы, а также вилла и другая недвижимость в Гонконге.
Эти инвестиции скрыты от общественности в многочисленных холдингах. Но специалисты Bloomberg сумели их идентифицировать, изучив тысячи страниц открытых документов.
Упомянутые выше цифры не отражают сведений о денежных обязательствах компаний и потому не представляют чистую стоимость семейных активов.
Расследование не показало, что сам Си, его жена, знаменитая певица, или дочь, которая обучается в США в Гарвардском университете, как-то помогли родственникам нажить богатство. Напротив, как подчеркивает Financial Times, г-н Си приказал своим братьям и сестрам вести себя правильно и заставил их выйти из некоторых компаний.
Тем не менее публикация в Интернете может нанести вред будущему председателю КНР. Ведь он неоднократно призывал бороться с коррупцией и создал себе имидж чистого лидера.
К тому же высшие эшелоны КПК еще не погасили волну негодования в обществе, вызванную скандалом с членом политбюро Бо Силаем. Его жена находится под следствием по подозрению в причастности к убийству английского бизнесмена и незаконному выводу за границу крупных сумм. Полагают, что семьи этих двух людей накопили капиталы, превышающие 130 млн. долл.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев сказал, что «до революции в Китае часто проживали компактно огромные родственные коллективы. Они носили одну фамилию. После прихода коммунистов к власти и в результате урбанизации клановая система ослабла. Теперь типична скорее нуклеарная семья – муж, жена, двое детей. Тем не менее родственные чувства очень сильны, они сильнее, чем в России. Не случайно на Новый год стараются собраться вместе не только близкие родственники, но и все члены большой семьи. Родственные узы не ослабли и в период реформ.
Для китаеведа сведения о богатстве Си Цзиньпина сенсации не представляют: «Вся китайская элита сумела обналичить свой политический капитал. Ее потомки в первом, втором и третьем поколениях стали президентами, исполнительными директорами в компаниях, часто имеющих филиалы за рубежом – в Гонконге, США».
Об этом китайцы между собой говорят. Правда, о нынешнем председателе КНР Ху Цзиньтао подобных разговоров почти не велось.
Китай и Россия – это две самые крупные посткоммунистические страны. Хотя Китай развивается стремительно, для него также характерен невысокий уровень ответственности чиновников перед населением.
«Но если в России продажность чиновников воспринимается как нормальный факт, то в Китае порог терпимости к этому явлению ниже. Там люди понимают, что на одну зарплату должностное лицо не живет. Но если речь идет о суммах в миллионы долларов, то это вызывает сильную эмоциональную реакцию», – сказал Карнеев.
В Китае контроль за прессой и Интернетом на порядок суровее, чем в России. Можно ожидать, что цензура постарается пресечь распространение новых разоблачений в Сети, заключил эксперт.