Владимир Путин чередовал переговоры о судьбах Ближнего Востока с посещением христианских святынь.
Фото Reuters
Россия укрепляет влияние на Ближнем Востоке – такой вывод сделали иностранные наблюдатели в связи с турне Владимира Путина. Переговоры с руководством Израиля, палестинцев и Иордании подтвердили, что Москва играет одну из главных ролей в решении наиболее острых проблем региона, в том числе сирийского кризиса и разногласий вокруг иранской ядерной программы. При этом РФ использует политические рычаги, чтобы продвигать свои экономические интересы.
Президент Путин завершил ближневосточное турне. Вчерашний день был посвящен вопросу палестино-израильского урегулирования. Российский лидер, в частности, посетил Западный берег, где встретился с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом, затем он отправился в Иорданию.
Аббас попросил президента РФ посодействовать в освобождении палестинских заключенных из израильских тюрем. «Есть соответствующие договоренности и соглашения с израильской стороной, однако они, к сожалению, не выполняются», – сказал он.
В ходе переговоров обсуждалась тупиковая ситуация в палестино-израильском диалоге. Напомним, после того как Израиль отказался продлить мораторий на поселенческую деятельность на оккупированных территориях, переговоры были заморожены, а палестинцы стали в одностороннем порядке добиваться признания их государства.
Путин подтвердил приверженность РФ принципу двух государств и подчеркнул, что для Москвы нет проблемы признания независимости палестинского государства, поскольку это было сделано 25 лет назад.
В Израиле, где российскую делегацию принимали с подчеркнутой помпой, повестка дня была иной. Там на первом плане оказался иранский вопрос. Премьеру Биньямину Нетаньяху удалось убедить Путина, что ядерное оружие в руках Ирана станет смертельной угрозой Израилю. Однако в целом РФ занимает самостоятельную позицию по данной теме и успешно отстаивает ее в Совете Безопасности ООН.
Ранее Тель-Авив добился того, чтобы Москва отказалась от поставок в Исламскую Республику комплексов ПВО С-300, теперь же от нее хотят поддержки более жестких международных санкций, которые должны лишить Тегеран желания не только производить ядерное оружие, но и даже обогащать уран.
Судя по всему, российское руководство не прочь конвертировать политическое влияние в экономические дивиденды. Газета «Гаарец» пишет, что в ходе визита Путина в Израиль прошли переговоры об открытии в этой стране филиала «Газпрома», который займется добычей нефти и газа, а также строительством необходимой инфраструктуры. Российский концерн проявляет живой интерес к крупным газовым месторождениям, обнаруженным на израильском шельфе в Средиземном море. В Тель-Авиве дали понять, что готовы рассмотреть российские предложения и «Газпром» сможет принять участие в будущих тендерах. Кроме того, концерн уже выиграл тендер на производство бензина из горючих сланцев, добываемых на юге Израиля. Есть совместные проекты в области солнечной и ветряной энергетики.
Россия также стремится развивать партнерство в области нанотехнологий. Компания «Роснано» даже открыла в Израиле представительство, призванное заниматься поиском фирм, которые подходят для сотрудничества или приобретения. Глава Роснано Анатолий Чубайс был в составе делегации, сопровождавшей Путина во время поездки в Израиль.
Интерес к сотрудничеству с Израилем проявляет и Роскосмос, который обратил внимание на успехи израильских фирм в разработке миниатюрных спутников, а также на производимую ими электронику и современные высокотехнологичные материалы.
Свои экономические интересы есть и у еврейского государства. Это прежде всего заключение соглашения о свободной торговле и развитие туризма. Пока что объем торговли невелик. За первые четыре месяца текущего года Израиль экспортировал в Россию товаров на 384 млн. долл. США, а ввез – на 277 млн. Однако при наличии соответствующей договорно-правовой базы эта ситуация может измениться. Гораздо лучше обстоят дела в сфере туризма. Ежегодно Израиль посещает около полумиллиона россиян, которые тратят примерно 1 млрд. долл. В условиях мирового экономического кризиса Тель-Авив заинтересован в увеличении доходов от туризма и очевидно полагает, что не все возможности в этой сфере еще использованы.