Мухаммед Мурси (справа) претендует на то, чтобы стать первым исламистским президентом Египта.
Фото Khaled Desouki/AFP
Вчера вечером в египетской столице были объявлены официальные итоги второго тура президентских выборов. Глава Центральной избирательной комиссии Фарук Султан сообщил, что победил Мухаммед Мурси. Он набрал около 51% голосов.
Кандидат «Братьев-мусульман» Мурси с самого начала считался наиболее вероятным победителем. Однако интрига поддерживалась до последнего момента. Накануне объявления об итогах голосования правящие страной военные подтянули к Каиру бронетехнику. Египетская столица замерла в тревожном ожидании. Бронеавтомобили и усиленные отряды полиции появились у зданий Центризбиркома и Правительственной информационной службы, где планировалось провести пресс-конференцию. Сотрудников госучреждений отпустили домой раньше обычного. Параллельно в Каире шли два митинга. На площади Тахрир собрались сторонники Мурси, а в Наср-сити пришли сторонники Шафика. И там и там было примерно одинаковое количество людей.
По слухам, ночью состоялась встреча Мухаммеда аль-Барадеи, пользующегося авторитетом в стране и на Западе, с главой Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) фельдмаршалом Хусейном Тантауи. На ней, якобы, обсуждалось возможное назначение аль-Барадеи премьер-министром при президенте Мурси или даже главой правительства национального спасения на случай аннулирования результатов выборов.
60-летний Мурси мало известен широкой публике. Изначально он был запасным кандидатом и выдвинулся на первый план после отстранения от участия в президентской гонке главного финансиста «Братьев» бизнесмена Хайрата аш-Шатыра.
Мурси – кандидат от исламистов, ставших основной политической силой в постреволюционном Египте, поэтому о своей победе он объявил через несколько часов после закрытия избирательных участков.
Однако объявлению результатов второго тура предшествовали длительные закулисные переговоры между исламистами и военными, которые позиционируют себя как стражей безопасности Египта и его интересов.
При этом стороны давили друг на друга и не скупились на угрозы. «Братья-мусульмане» заранее вывели тысячи своих сторонников на центральную площадь Каира Тахрир, где те, не дожидаясь, официальных объявлений стали скандировать: «Долой военное правление!» Исламисты пригрозили превратить акцию протеста на Тахрире в долгосрочную, в случае победы Шафика.
Генералы, в свою очередь, пригрозили, что примут жесткие меры для пресечения беспорядков. По слухам, к Каиру были стянуты воинские части и бронетехника. Глава МВД приказал открывать огонь на поражение в случае нападений на полицейские участки. Дополнительные силы полиции были переброшены в район площади Тахрир, чтобы защитить расположенные рядом правительственные здания. В состояние повышенной готовности были приведены бригады скорой помощи.
Соперником Мурси был 70-летний бывший премьер-министр Ахмед Шафик, в прошлом кадровый военный. За него голосовали те египтяне, которые не доверяют исламистам и опасаются установления в стране религиозной диктатуры.
Новость, что Шафик, якобы, объявил о своей победе, растиражированная вчера утром CNN, на поверку оказалась уткой. На страничке кандидата в Facebook появилось не сообщение о его избрании президентом, а всего-навсего изображение агитационного плаката со словами: «Ахмед Шафик. Президент республики 2012».
Впрочем, наблюдатели полагают, что исход президентских выборов еще не определяет исход главного внутриполитического противостояния современного Египта – между исламистами и армией. Генералы стремятся сохранить контроль за внешней политикой страны, а также гарантировать экономические интересы вооруженных сил, в первую очередь, неприкосновенность и непрозрачность военного бюджета.
Кроме того, военные явно решили не допустить безраздельного доминирования исламистов во власти. Напомним, ранее в этом месяце Конституционный суд АРЕ распустил нижнюю палату парламента страны, где по результатам прошлогодних выборов три четверти мест контролировали исламисты. Параллельно ВСВС наделил себя законодательными функциями и ограничил полномочия президента. Эти шаги спровоцировали обвинения в «бархатном перевороте», поскольку теперь даже победа Мурси еще не означает триумфа «Братьев-мусульман».
Специалисты отмечают, что гегемония исламистов не отвечает интересам Египта, тем более что им еще только предстоит доказать свою приверженность демократии и правам человека. Хоть действия генералов и тормозят становление в АРЕ подлинной демократии и мешают стабилизации обстановки, они могут дать светским либералам достаточно времени, чтобы организоваться и составить реальную конкуренцию исламистам. Однако, судя по всему, до этого еще далеко.
В этой связи обращает на себя внимание позиция США и Европы. Вашингтон и Брюссель хоть и обеспокоены действиями египетских военных, которые идут вразрез с общепринятыми демократическими процедурами, хранят молчание. Там всерьез опасаются стремительной исламизации Египта, роста антизападных настроений, а главное – попыток денонсации мирного договора с Израилем, чреватых обрушением всего регионального порядка. Бывшие премьер-министр Великобритании Тони Блэр в эфире Би-би-си заявил, что противостояние между исламистскими и светскими силами в Египте будет определять развитие ситуации на всем Ближнем Востоке.