Фото Reuters
В Берлине вчера принимали Дэвида Кэмерона. Британский премьер привез совместное с президентом США обращение к канцлерин Ангеле Меркель. Американский и британский лидеры считают необходимым незамедлительное принятие ЕС плана действий по спасению евро. Накануне, в среду, Меркель обсуждала по телефону европейские дела с Бараком Обамой, который, в свою очередь, разговаривал о них также с итальянским премьером Марио Монти.
Похоже, что президент США становится связующим звеном между европейскими лидерами. Американская инициатива вызвана все более сложной и непроглядной ситуацией в еврозоне, а также новыми противоречиями между ее участниками. По данным представителя Белого дома, в этих совещаниях преобладало единое мнение о необходимости укрепления «сопротивляемости» стран евро вызовам кризиса, а также шагов по обеспечению европейского и глобального экономического роста.
Время не ждет. В последние дни резко ухудшилась ситуация в Испании. Вчера Мадриду удалось разместить на финансовом рынке гособлигации на 2,1 млрд. евро. Наценка за риск составила 6%. То, что не больше, вызывает в ЕС вздох облегчения, но ненадолго: потребность в десятках миллиардов евро для поддержания испанской банковской системы никуда не делась. Что касается Греции, то она практически балансирует на грани государственного обвала. В южную дугу бедствий вот-вот войдет Кипр. А в Великобритании, втягивающейся в рецессию, опасаются негативного влияния еврокризиса на ее банковский сектор.
Между тем антикризисные усилия по линии ЕС в настоящее время оказались почти парализованными. Отчасти сказалось изменение французского вектора европейской политики после победы Франсуа Олланда на президентских выборах. Отчасти – бесплодность для проблемных стран немецкой концепции максимальной экономии, утвержденной в качестве главной антикризисной установки ЕС. Всем ясно, что ее ревизия в сторону действенных мер стимулирования экономического роста и занятости неизбежна. Этого желает не только Франция, но и другие страны, погруженные в долги, свертывание экономики и массовую безработицу. В Брюсселе высокопоставленная рабочая группа во главе с президентом Херманом ван Ромпеем готовит к саммиту 28–29 июня предложения по «реконструкции» ЕС. Но что из всего этого получится, пока не ясно.
По мнению наблюдателей, немецкий адресат англо-американской интерпелляции избран целенаправленно. В Вашингтоне и, кроме Лондона, еще во многих столицах стран ЕС главным тормозом, препятствующим принятию радикальных антикризисных мер, считают именно европейскую стратегию и тактику Меркель. В самой Германии она успешно поддерживает благополучие, и в этом канцлерин встречает поддержку со стороны большинства немцев. Но отбиваться от критики и недовольства партнеров становится все труднее. Волей-неволей в Берлине уже мастерят свой план из шести пунктов, который, по мысли авторов, должен удовлетворить как сторонников экономии, так и роста.
Накануне встречи с Кэмероном Меркель пообещала «больше Европы», то есть углубление интеграции. Она поведала в телеинтервью, что намерена предложить саммиту ЕС рабочий план дополнения валютного и фискального союзов «политическим союзом». Но очевидно, что совместная англо-американская позиция, которую Кэмерон представил вчера в Берлине, исходит из требования решений «здесь и сейчас». Англо-американская линия предусматривает выработку не только «немедленного плана преодоления кризиса и восстановления доверия рынков», но «долгосрочной стратегии» обеспечения существования европейской валюты.
Как сообщает лондонская Guardian, премьер Кэмерон был настроен настойчиво выдвинуть эти требования перед Меркель, включая ранее отвергавшееся Берлином предложение о коллективных инструментах помощи проблемным странам в виде, например, евробондов. Британская сторона считает, что отступать некуда и решения должны быть непременно выработаны на саммите ЕС в конце июня, а еще лучше до саммита G20 в Мексике 18–19 июня. Иначе, как это мрачно предрекает американский финансист Джордж Сорос, европейская валюта может выйти из-под контроля.
Переговоры Меркель–Кэмерон прошли вчера во второй половине дня. С учетом разницы во времени до завершения верстки текущего номера «НГ» информация о том, удалось ли сторонам сблизить взгляды и позиции, поступить не успела. Впрочем, в силу кризисных обстоятельств и отчасти принципиальных разногласий прорывной эта встреча стать не могла.