Фото Reuters
На пороге июня дипломатия третьего президентства Владимира Путина открывает новую фазу зарубежных контактов. Сегодня он посетит союзную Белоруссию. 1 июня – Германию и Францию. Затем 3–4 июня примет участие в саммите РФ–ЕС в Санкт-Петербурге. И тут же отправится до 7 июня с визитами в Узбекистан, Китай (где также пройдет саммит ШОС) и Казахстан.
В этой очередности помощник главы российского государства Юрий Ушаков не рекомендовал искать какой-либо скрытой подоплеки. Визиты обусловлены приоритетами внешнеполитического курса России. Он напомнил, что первая международная встреча Путина после вступления в должность состоялась в Москве в рамках неформального саммита СНГ с участием всех лидеров стран Содружества. Общение с ними, сказал Ушаков, является одним из приоритетов внешней политики. Другой приоритет – Европа. Еще приоритеты – Америка и Азия.
Но на западном направлении эта активность начинается все-таки с Европы. Это подтверждает естественную приоритетность этого вектора внешней политики России, которая является неотъемлемой частью Большой Европы. И отражает насущную необходимость улучшить довольно противоречивую атмосферу российско-европейских отношений, в которых наряду со стратегическим партнерством присутствует проблема доверия к Москве. Да и придать импульс решению разного рода отчасти объективно сложных вопросов. А их накопилось немало. Взять хотя бы затянувшуюся на годы подготовку нового базового договора РФ–ЕС.
Германия и Франция – наши главные европейские партнеры в политике, экономике, поисках развязок международных узлов. Оба визита, а заодно и саммит в Петербурге имеют общие темы. Это и актуальная ситуация в ЕС. И стимуляция, несмотря на все сложности двусторонних отношений, программ партнерства по модернизации, продвижения к безвизовому режиму, подготовки нового базового договора между РФ и ЕС.
В Париже состоится знакомство Владимира Путина и Франсуа Олланда. Оно важно для сохранения и развития традиционных дружественных российско-французских отношений после смены хозяина Елисейского дворца. Диссонанс может возникнуть при обсуждении международных дел. В первую очередь сирийского кризиса. Выступая во вторник по телеканалу France 2, Франсуа Олланд заявил, что в пятницу во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным постарается убедить его в необходимости дальнейшего ужесточения санкций в отношении Сирии. Но и в Берлине, высылающем, как и Париж, посла Дамаска, если возникнет сирийская тема, будет трудно ожидать совпадения взглядов Путин–Меркель.
В остальном именно канцлерин явственно стремится подчеркнуть значение рабочего визита Путина и неизменность курса ФРГ на стратегическое партнерство с Россией. По существу, все минувшие годы прямое общение Путина и Ангелы Меркель не прерывалось, и сейчас речь идет о его продолжении. В целом стороны удовлетворены ходом российско-германских дел. Германия была инициатором программ партнерства по модернизации. Вошел в строй газопровод «Северный поток». Объем экономического обмена достиг в прошлом году новой рекордной планки в 70 млрд. евро. Обсуждение двусторонних и международных аспектов между Москвой и Берлином происходит на всех уровнях и имеющихся площадках.
Однако какой-либо новый рывок в российско-германских отношениях пока не вырисовывается. Атмосфера не та. Немецкие СМИ полны подозрительности к России. В политических кругах, не исключая близких к ведомству канцлерин, очень много критических оценок в адрес Кремля, его внешней политики, а еще более – российских условий, способа взаимодействия с оппозицией.
Впрочем, еще меньше оснований ожидать, что реальный политик Меркель станет выстраивать нереалистичную линию давления на Кремль. К тому же ясно, что «сверка часов», происходящая в ходе высоких визитов и саммитов, полезна уже тем, что предпринимается в основном в ключе партнерства, поиска развязок, а не наоборот.