Фото Reuters
В понедельник вступили в силу новые правила для пользователей китайской социальной сети, насчитывающей 300 млн. микроблогеров. Каждому дается по 80 очков. Тот, кто распространяет слухи, призывает к протестам, проповедует суеверия или клевещет на державу, теряет очки. Когда счет достигнет нуля, аккаунт ликвидируется. По мнению экспертов, китайские власти боятся открытой дискуссии даже больше, чем российские.
Владельцы одного из самых крупных китайских микроблогов, подобных Twitter, объявили о том, что пользователи, которые вывешивают посты предосудительного или крамольного характера, будут подвергаться наказанию.
Наказания будут налагать модераторы сети Sina Weibo, насчитывающей 300 млн. микроблогеров. Каждому юзеру дается 80 очков.
За комментарии, которые считаются недопустимыми, очки вычитаются. Когда счет блогера падает до нуля, его аккаунт ликвидируется.
Если пользователь не исчерпал полностью лимит, он может восстановить свои 80 очков, не допуская нарушений в течение двух месяцев.
Очки будут вычитаться у тех, кто совершает грехи самого разного типа – от распространения слухов, призывов к протестам, пропаганды культов и суеверий до клеветы на Китай, отмечает New York Times.
Наказания не избегут и те, кто обходит цензуру, прибегая к таким приемам, как употребление омонимов (различные по смыслу иероглифы часто имеют одинаковое произношение), каламбуры, и другим уловкам.
Например, блогеры упоминали художника-диссидента Ай Вэйвэя. Когда его имя стали блокировать, пользователи стали писать в своих постах иероглифы «любовь к будущему», которые звучат примерно так же, как имя живописца. За такие прегрешения у авторов тоже будут вычитаться очки.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев отметил, что «некоторые слова в китайском Интернете табуированы. Поэтому возникла контркультура. В ход пошли иносказания. Политизированные пользователи часто вместо слов «Коммунистическая партия» пишут «Небесная династия». У студентов свой жаргон».
Установление новых правил для популярной социальной сети вписывается в методику надзора за Интернетом, которая практикуется уже не один год. Большие деньги тратятся на то, чтобы не допустить проникновения нежелательных идеологических течений.
«На заре Интернета блокировались сайты СNN, американских газет, изданий Тайваня, которые считались враждебными. Настала эпоха социальных сетей. Вслед за Facebook, Twitter появились китайские сети, их контролировать легче, чем заграничные. В то же время партия сама стала активно заниматься формированием общественного мнения с помощью Интернета. Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао посетил компанию «Сильная держава», которая придерживается патриотической линии. В сетях идет полемика между патриотами, либералами, националистами. Партия использует разнообразные инструменты, поощряя тех, кто призывает укреплять родину», – говорит Андрей Карнеев.
Комментируя ограничения в Сети на обсуждение дела видного партийного деятеля Бо Силая, который был выведен из состава политбюро, эксперт отметил, что этот скандал потряс китайцев. Против Бо выдвинуты обвинения в злоупотреблении властью, а его жена подозревается в финансовых махинациях и причастности к убийству.
Пекин старается внедрить в общественное сознание свою версию событий. Она подразумевает, что это единичный случай. То есть КПК совершенствует методы идеологической работы, применяет свою «раскрутку». Но в целом китайские власти боятся открытой дискуссии в Интернете. Они тут чувствуют себя даже слабее, чем российские, заключил китаевед.