Личное знакомство канцлерин и президента состоялось.
Фото Reuters
Модификация антикризисной концепции ЕС, построенной на жесткой экономии, неизбежна. Фискальный договор должен быть дополнен мерами, обеспечивающими рост экономики и занятости. Это вытекает из позиции, изложенной президентом Франции Франсуа Олландом в ходе его встречи с канцлерин Ангелой Меркель, состоявшейся во вторник вечером в Берлине.
Атмосфера первого свидания была сдержанной. Хозяйка и гость при встрече ограничились рукопожатием. Ритуальных поцелуев, как с предшественником нового президента Франции, не было. Достаточно важно то, что над берлинской встречей витал явственный прагматизм. Он выражался в том, что Олланд начал свою международную деятельность с визита к Меркель сразу после инаугурации. Значит, новая власть в Париже не отменяет приоритетности партнерства с Германией на поле ЕС. А канцлерин после ужина с французским лидером подчеркнула: «Наша принадлежность к различным партийным семьям не означает, что мы не можем сотрудничать».
Обе европейские державы объективно нуждаются друг в друге. Франция – одна из великих держав, постоянных членов СБ ООН. Ее политика имеет большой авторитет в Европе. При всей мощи своей экономики Германия не может обеспечить преобладающий вес в ЕС без политической поддержки Франции. А Франции, в свою очередь, необходимо содействие Германии в преодолении ситуации, при которой страна балансирует на грани экономического обвала.
Во вторник статистическое ведомство Франции сообщило, что экономика страны показала в первом квартале нулевой рост. У молодежи нет работы. Германия, наоборот, демонстрирует подъем: в первом квартале ее ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечен приростом в 1,7%. Но Германия – единственная страна еврозоны, где антикризисный курс всемерной экономии не обернулся той или иной степенью рецессии, ростом безработицы, другими социальными бедами. Францию же они не миновали, и французская Социалистическая партия выдвинула другую программу, ориентированную на оживление экономики и использование с этой целью кредитного инструментария.
Президент Франции подтвердил свои взгляды, выраженные еще в избирательной кампании. Он повторил в Берлине, что стремится к пересмотру фискального договора, слывущего детищем канцлерин. По его убеждению, вопрос об оживлении экономики не должен свестись к словесным обещаниям, людям нужно дать почувствовать результаты. В этой связи он предложил уже 23 мая «выложить все карты на стол» чрезвычайного саммита ЕС. По его мнению, в интересах роста следует обсудить и такие меры, как совместные займы, евробонды и т.д., хотя немецкая сторона считает, что наращивание долгов – негодное средство для подъема экономики.
Берлин пока не откликнулся определенно на французские идеи. Министр финансов Вольфганг Шойбле по-прежнему ратует за скорейшую ратификацию фискального договора. Меркель видит главное в том, что Германия и Франция убеждены в необходимости совместной работы. Она признала, что различия во взглядах есть, но «они могут стать обогащающими». А что касается антикризисных мер роста, предлагаемых как противовес или дополнение к режиму экономии, то Меркель назвала это на пресс-конференции с Олландом общим понятием, и «вопрос состоит в том, у кого какие представления».
Как бы то ни было, личное знакомство и прощупывание позиций Олланда и Меркель состоялось. Стороны высказались за дальнейшее пребывание Греции в зоне евро. Накануне чикагского саммита НАТО, вероятно, была затронута и афганская тема. Но главное для обоих лидеров сейчас сводится к дилемме, как урегулировать контрастирующие взгляды в европейской политике. Как найти общий знаменатель для, с одной стороны, ставки нового французского партнера на госинвестиции в борьбе с кризисом и безработицей, а с другой – линии Меркель, акцентированной на жесткую экономию и бюджетную дисциплину.
Накануне визита Олланда оппозиционная Социал-демократическая партия Германии выразила поддержку взглядам французских социалистов. Ее руководство решило не спешить с ратификацией фискального договора, невозможной без социал-демократических голосов. По существу, для Меркель встает вопрос о спасении главного «антикризисного вала», которым, по ее представлениям, должен послужить этот документ ЕС.