Пресса США называла Монголию островком демократии, окруженным авторитарными режимами. Но эту репутацию подрывают арест и суровое обращение с бывшим лидером страны Энхбаяром. Его сторонники считают преследование политически мотивированным. Власти же обвиняют экс-президента в коррупции. Иностранные корпорации, вложившие капиталы в добычу меди, золота и других полезных ископаемых, с тревогой следят за событиями.
Намбарын Энхбаяр был президентом Монголии в течение четырех лет – до 2009 года. Но сегодня он сидит в тюрьме, отказывается принимать пищу и отвечать на вопросы следователей.
Сторонники и родные бывшего президента характеризуют его заключение под стражу как явную попытку властей ликвидировать политического оппонента накануне грядущих выборов в парламент.
Сын политика, 25-летний финансист, учившийся в Америке, сказал New York Times: «Это чистка. Подлинная цель состоит только в том, чтобы не дать ему возможности участвовать в выборах и устранить из политической жизни».
А правительство утверждает, что арест Энхбаяра – давно назревшая акция против деятеля, который обогатил себя и свою семью за счет государства.
Внешне дело Энхбаяра напоминает события, разворачивающиеся вокруг Юлии Тимошенко в Украине. У ворот тюрьмы поклонники заключенного устраивали пикеты, держа в руках горящие свечи.
Впрочем, события в Улан-Баторе закручивались еще драматичнее, чем в Киеве или Харькове. Правоохранители вызывали подозреваемого на допрос неоднократно, но тот не являлся. Тогда его попытались вытащить из автомобиля, однако вооруженная охрана защитила бывшего президента.
Все же полиции удалось ночью взять штурмом дом, где он укрылся. Бывшего главу государства вывели на улицу босым, с мешком на голове.
В беседе с «НГ» заведующий сектором Монголии Института востоковедения РАН доктор исторических наук Владимир Грайворонский отметил, что «конфликт может оказать дестабилизирующее воздействие на положение в стране. Он развертывается накануне парламентских выборов, во время которых Энхбаяр рассчитывал вернуться на политическую арену».
Некоторые органы печати обвиняли Энхбаяра в пророссийских настроениях. Тем более что он окончил Литературный институт имени Горького в Москве.
Официально и Монгольская народно-революционная партия, к которой он принадлежит, и Демократическая партия нынешнего президента «выступают за дружеские отношения с Москвой. Россия, как и Китай, рассматриваются как приоритетные партнеры. В то же время монголы не хотят давать Китаю преимущества. В этом плане монголы понимают значение связей с Россией. С другой стороны, на практике совместная с Россией разработка недр или строительство железных дорог затягивается».
Автору этих строк довелось встречаться с Энхбаяром вместе с группой российских журналистов, приглашенных в Монголию. Мне он запомнился как образованный человек, прекрасно владеющий русским. Да иначе и быть не могло. Ведь прежде чем броситься в бурные воды политики, Энхбаяр переводил Гоголя и других наших классиков.
На Западе рассматривают разворачивающееся противоборство прежде всего в его идеологическом и экономическом аспекте. Речь идет об устойчивости молодых демократических институтов Монголии и судьбе инвестиций западных корпораций в горнодобывающую отрасль.
Так, канадская компания Ivanhoe Mines владеет 66% одного из крупнейших в мире месторождений золота и меди. Естественно, она заинтересована в сохранении стабильности в стране.
Экс-президента защищают монгольские адвокаты и бывший генеральный прокурор Великобритании Питер Голдсмит. Ему, однако, не позволили встретиться с арестованным. Голдсмит назвал обвинения несущественными и мелкими. «Мы надеялись, что Монголия разорвала советские цепи. Но происходящее – это советские штучки», – заявил он.