Оппозиция в Бахрейне продолжает протесты.
Фото Reuters
Вчера в Эр-Рияде участники саммита Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) должны были объявить о планах создания качественно нового регионального союза. Его первыми членами станут Саудовская Аравия и Бахрейн, озабоченные растущей угрозой со стороны Ирана и решившие отныне проводить общую политику в сферах обороны, безопасности и экономики. В дальнейшем к Союзу Залива могут присоединиться Кувейт, ОАЭ, Катар и Оман.
По общему мнению, основная цель этих интеграционных усилий – противодействие Ирану, который стремится распространить свое влияние, опираясь на шиитские общины в странах региона. Особенно опасаются такого сценария в Манаме. Население Бахрейна около 700 тыс. человек, из которых две трети – мусульмане-шииты.
В прошлом году именно они стали движущей силой массовых уличных протестов, поставивших под угрозу власть суннитской династии аль-Халифа и спровоцировавших военное вмешательство соседей.
Аналитики отмечают, что Эр-Рияд всерьез полагает, что шиитские волнения с Бахрейна могут перекинуться в Восточную провинцию Саудовской Аравии, где сосредоточены основные нефтяные богатства королевства. Поэтому саудиты хотят исключить даже малейшую вероятность того, что слабый в военном и экономическом отношении Бахрейн попадет в орбиту влияния Тегерана.
В прошлом месяце глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал выступил с речью, в которой обрисовал перспективу интеграции в единую структуру вооруженных сил всех аравийских монархий, а также выработки общей внешней политики на основе решений Высшего совета Залива.
Наблюдатели напоминают, что это не первая попытка стран Залива создать собственную интеграционную группировку. В 1981 году, через два года после Исламской революции в Иране, шесть аравийских монархий образовали ССАГЗ, в рамках которого предполагалось введение единой валюты, создание таможенного союза и совместное противодействие военным угрозам.
Иностранные специалисты утверждают, что за 30 лет ССАГЗ не решил большинство поставленных задач, а в сфере безопасности малые страны предпочитали полагаться на США, настороженно относясь к гегемонистским амбициям Эр-Рияда. Поэтому сейчас на Западе скептически относятся к планам создания в Заливе более тесного союза. Отечественные эксперты придерживаются иного мнения.
Профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Елена Мелкумян отметила, что инициатива создания союза была выдвинута еще в прошлом году королем Саудовской Аравии. «Повышение уровня интеграции вызвано прежде всего той обстановкой, которая сложилась в арабском мире. Страны Залива хотят сейчас выступать как единая сила в политическом, экономическом и, конечно, военном отношении», – пояснила она.
По словам Елены Мелкумян, в военном плане речь идет в первую очередь об угрозе со стороны Ирана, причем не только в связи с его ядерной программой, но и из-за его многочисленных противоречий с соседними странами. «Пока малые страны остро ощущают свою уязвимость, но объединенные вооруженные силы будут сопоставимы с иранскими», – считает эксперт.
Комментируя будущие темпы интеграции, Елена Мелкумян отметила, что не все страны Залива сейчас подключатся к этому союзу: «Будет создано своеобразное ядро в составе Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и Кувейта. У последнего, правда, остаются сомнения, но скорее всего о них забудут».
Профессор подчеркнула, что это не будет единое государство: «Появятся новые наднациональные органы, будет больше сотрудничества в определенных сферах. В итоге должно получиться объединение по типу ЕС».
Собеседница «НГ» не разделяет мнения о неэффективности нынешнего объединения стран Залива – ССАГЗ: «Главное достижение ССАГЗ заключается в том, что его члены могут вырабатывать единую позицию по политическим проблемам. Яркие примеры – кризисы в Ливии и Йемене». Она указала, что новый союз будет не заменой ССАГЗ, а его развитием.