Фото Reuters
Нынешнюю сессию Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) с полным правом можно назвать арабской. Два дня из пяти отдано обсуждению последствий так называемой арабской весны и нынешней обстановке в регионе. Завтра Ассамблея будет обсуждать ситуацию в Сирии, а вчера там заслушали два доклада – о гибели людей в Средиземном море и о правах женщин в арабских странах.
Поводом для доклада, подготовленного голландкой Тинеке Стрик из комитета по миграции, стала гибель пассажиров резиновой лодки, которые в 2011 году пытались перебраться с ливийского побережья в Италию. Из 72 человек, среди которых были женщины и дети, через 15 дней скитаний в море выжили всего девять. ПАСЕ провела собственное расследование, чтобы установить, что произошло и кто виноват.
Выяснилось, что виновных несколько. Например, НАТО, чьи корабли, участвовавшие в операции «Единый защитник», не пришли на помощь терпящим бедствие. А поблизости находились два корабля – испанский фрегат Mendez Nunez (в 11 милях) и итальянский ITS Borsini (в 37 милях). Оба имели на борту вертолеты. Сигнал бедствия, посланный лодкой и принятый Итальянским центром по координации спасения на море, был ретранслирован по всему району. Результатом стало появление над лодкой военного вертолета, который сбросил воду и галеты, обещал вернуться за людьми и не вернулся. Лодке встретились по крайней мере два рыболовецких судна, ни одно из которых не оказало помощь. Когда умерла половина пассажиров, большой авианосец прошел рядом с судном настолько близко, что остававшиеся в живых могли видеть, как находившиеся на борту моряки рассматривали их в бинокли и фотографировали. В итоге лодку прибило обратно к ливийским берегам, и 10 выживших попали в тюрьму, где один из них умер. Девять других позже освободили, и они бежали из страны.
С трибуны Ассамблеи прозвучало, что Италия, как первое государство, получившее сигнал бедствия, должна была взять на себя координацию поисково-спасательной операции. Однако сами итальянцы уже неоднократно заявляли, что не намерены отвечать за последствия арабской весны. Понятно, что львиный поток мигрантов устремляется именно к итальянским берегам, но потом большинство из них пытаются прорваться во Францию и Германию. Что еще прошлым летом вызвало накал страстей между Парижем, Римом и Берлином.
Но на сей раз обсуждали не миграционные проблемы как таковые, а каким образом не допустить повторения ситуации с лодкой. Ведь когда законодательно не закреплены зоны ответственности, сыскать виновных не представляется возможным. Посему ПАСЕ рекомендовала странам-членам внести изменения в Международную конвенцию по поиску и спасению на море, выработать единые правила, что считать сигналом бедствия, как оказывать помощь пострадавшим.
Европейская бюрократическая машина после вчерашнего голосования в ПАСЕ должна будет разобраться, по какой причине торговые суда не приходят на помощь терпящим бедствие. Сейчас, например, это делается на альтруистической основе, но ПАСЕ предложила платить за спасение. По крайней мере просчитать возможную компенсацию. А за игнорирование сигнала бедствия подвергать уголовной ответственности хозяев судов (для чего принять соответствующие изменения в законодательстве стран – членов Совета Европы). Ну а НАТО и государствам – членам альянса дать ответ на запросы ПАСЕ о предоставлении дополнительной информации о действии их сил и средств в Средиземном море. Тем более что случай с этой лодкой не единственный: в прошлом году при попытке его пересечь погибло 1500 человек.
Представители российской делегации в ПАСЕ доклад приветствовали, но предложили рассматривать вопрос в увязке с российской инициативой по расследованию фактов гибели гражданского населения в результате боевых операций НАТО в Ливии. По их словам, цель не в том, чтобы обвинить НАТО или придать этому процессу политический характер, а чтобы призвать альянс представить в Совете Безопасности ООН подробный доклад о ходе военной кампании в Ливии в период с марта по октябрь 2011 года.
Страсбург