Фото Reuters
Cкандал, вызванный смещением со всех постов члена Политбюро КПК Бо Силая, не утихает. Западные СМИ пишут, что падению чиновника предшествовала ссора между его женой и английским партнером Хейвудом. Он был отравлен. Между тем обозреватели напоминают, что Бо был неформальным глашатаем «новых левых», требующих уважать эгалитарные принципы партийной идеологии.
Казалось, Коммунистическая партия, помня об эксцессах эпохи Мао Цзэдуна, надежно обеспечила плавный переход высшей власти в государстве из рук одного поколения к другому. Порулили десять лет, и сдайте вахту новым лидерам. Таков завет архитектора политических и экономических реформ Дэн Сяопина.
Процесс смены караула и должен был начаться осенью на 18-м съезде партии. Но подготовку к этому историческому событию омрачил скандал, связанный с членом политбюро ЦК КПК Бо Силаем и его женой Гу Кайлай. Причем этот скандал, как уже рассказывала «НГ» (см. «НГ» от 16.03 и 12.04.2012), все больше приобретает характер криминального кинобоевика.
Бо Силай, сын ветерана революции и соратника Мао, в отличие от других членов правящего ареопага, занимая пост секретаря горкома Чунцина, города с 30-миллионным населением, был не чужд саморекламе. Пресса на всю страну прославляла его решительность в борьбе с «триадами» – китайской разновидностью мафии и коррупцией.
Одновременно Бо обрел поклонников среди «новых левых» – части партидеологов и литераторов. «Новые левые» доказывали, что рыночные реформы привели к обогащению верхов и ухудшению положения работников госпредприятий, которые утратили возможность получить жилье, бесплатно лечиться.
Как раз в Чунцине при Бо Силае было построено немало жилья, доступного этой категории населения. Дела складывались так, что фактический глава региона мог войти после съезда в Постоянный комитет Политбюро (ПК ПБ) из девяти человек, который осуществляет повседневное руководство Поднебесной.
И вдруг грянул гром среди ясного неба. Заммэра города, бывший полицейский, отвечавший за искоренение мафии, обратился в консульство США с просьбой о политическом убежище. Американцы в просьбе отказали. После этого полицейский дал компетентным органам показания на Гу Кайлай, жену своего партийного начальника и покровителя. Гу, знаменитая предпринимательница, якобы рассорилась со своим английским партнером и советником Нилом Хейвудом и, возможно, причастна к его гибели. После этого власти вновь начали расследовать дело бизнесмена, умершего либо в Чунцине, либо в соседнем курортном городке в ноябре прошлого года.
Официальная пресса освещает дело скупо, подчеркивая, однако, что в КНР ни чины, ни звания не спасут виновного от законной кары. Однако агентство Reuters, ссылаясь на беседу с двумя источниками, связанными со следствием, утверждает, что смерти предшествовала ссора Гу Кайлай с Хейвудом из-за денег. Гу якобы попросила Хейвуда перевести крупную сумму за границу. А он потребовал для себя большую долю. Разгневанная Гу сказала, что партнер хочет слишком многого. А Хейвуд, который раньше помогал ей совершать финансовые сделки за границей, в ответ пригрозил, что разоблачит махинации. Полиция подозревает, что ему подмешали яд в спиртной напиток.
Хейвуд личность весьма загадочная. Он жил в Китае с начала 1990-х. Работал в британской компании, занимавшейся сбором конфиденциальной информации. Компанию основали бывшие британские разведчики.
Бо и Гу в течение многих лет не были мужем и женой в подлинном смысле слова. А между Гу и Хейвудом установились глубокие личные отношения, хотя и не любовного характера. «Ее настрой был таков: «ты предал меня, я отомщу», – рассказал репортеру некто Ван Кан, бизнесмен в Чунцине, имеющий связи с влиятельными людьми.
Дело Хейвуда обернулось неприятностями для премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Поначалу Лондон, озабоченный тем, как бы не пострадали интересы британского бизнеса в КНР, был вполне удовлетворен официальной версией китайской стороны, объявившей, что англичанин умер от чрезмерного потребления алкоголя.
Но когда дело обрело широкую огласку, Лондон призвал китайские власти провести тщательное расследование. Тем более что вчера, как ожидалось, история Хейвуда должна была обсуждаться в парламенте.
А тут как раз повод нашелся, чтобы поднять этот вопрос. В Британии находится с визитом член ПК ПБ Коммунистической партии Китая Ли Чанчунь. Кэмерон должен был вчера принять его в своей резиденции. По словам пресс-секретаря главы правительства, Кэмерон собирался затронуть причину смерти Хейвуда во время беседы.