Заявление Фернандес де Киршнер вызвало шок в мировой нефтяной индустрии.
Фото Reuters
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер внесла в парламент законопроект о национализации нефтяной компании Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF), которая является «дочкой» испанской Repsol. В Мадриде заявили, что будут отстаивать национальные интересы, и в Брюсселе их поддержали.
Между Аргентиной и Испанией назревает острый экономический и дипломатический конфликт. Он вызван намерениями аргентинского правительства национализировать крупнейшую нефтегазовую компанию YPF, 57% акций которой принадлежит испанскому гиганту Repsol. В соответствии с законопроектом национализации «в целях общественного блага» подвергнется 51% YPF. Экспроприированные активы будут примерно поровну распределены между федеральным правительством и региональными властями.
Решение о национализации YPF вызвало крайне негативную реакцию со стороны Испании, которая назвала демарш аргентинских властей, мягко говоря, «недружелюбным». Кабинет министров Испании провел экстренное заседание, по итогам которого глава МИДа Хосе Мануэль Гарсиа Маргайо заявил, что «испанское правительство осуждает волюнтаристское решение, принятое правительством Республики Аргентина».
«Каждый жест враждебности, направленный против испанской компании в любой части света, будет рассматриваться испанскими властями как враждебный жест против Испании и ее правительства», – добавил министр промышленности, энергетики и туризма Хосе Мануэль Сориа. А заодно пообещал принять «жесткие и последовательные меры» в ответ на действия Аргентины.
О том, что эти меры будут адекватными создавшейся критической ситуации, заявила генеральный секретарь правящей Народной партии Мария Долорес де Коспедаль: «Мы подробно изучаем решение, принятое правительством Аргентины. Наши действия в защиту интересов Испании будут решительными. Кроме того… мы найдем полную поддержку наших партнеров по Евросоюзу».
Пресс-секретарь ведомства Еврокомиссии по торговле Джон Клэнси уже предупредил Аргентину о «крайне негативных» последствиях ее решения. Он подчеркнул, что оно может повлиять на дальнейшее присутствие европейского капитала в этой стране.
Испания еще несколько месяцев назад предлагала Аргентине решить спорные вопросы путем диалога. К ее президенту по этому поводу специально обращался король Испании Хуан Карлос. Однако Фернандес де Киршнер была непреклонна: «Продолжение политики затрат на нефтедобычу, а не на производство, не на использование нефтяных ресурсов практически делает наш уровень экономического роста нежизнеспособным ни для нашей промышленности, ни для рабочих».
В последние месяцы правительство Аргентины не раз подвергало YPF критике за недостаточное освоение нефтяных запасов страны. А также за то, что по ее вине Аргентина превратилась из экспортера углеводородов в импортера. Оно препятствовало выплате дивидендов акционерам и приветствовало шаги региональных властей по отзыву лицензий YPF на разработку нефтяных месторождений.
«Сейчас на кону – крупнейшее месторождение Vaca muerte в Патагонии, обнаруженное недавно YPF, запасы которого оцениваются в 26 миллиардов баррелей. Это в три раза больше, чем все разведанные запасы нефти в Аргентине», – пояснил «НГ» мотивы столь резонансного шага Аргентины руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев.
По словам эксперта, Аргентина стремится взять под контроль все свои природные ресурсы, используя для этого любые методы. В ее правящих кругах даже появилась весьма агрессивная группа, выступающая под лозунгом «Отнимем все!». В этом отношении Vaca muerte – «более чем лакомый кусочек».
Однако среди нынешних владельцев YPF фигурирует и мексиканская нефтяная компания Petroleos mexicanos, которой принадлежит 8% акций. О каких-либо компенсациях ни Repsol, ни Petroleos mexicanos речь пока не идет. Неудивительно, что президент Мексики Фелипе Кальдерон тоже выступил с заявлением о том, что инициатива Аргентины задевает и мексиканские интересы.