Бо Силай и его жена Гу Кайлай – дети видных руководителей КНР.
Фото Reuters
Скандал, вызванный смещением в марте Бо Силая, главы парткома громадного города, разрастается. В среду ЦК КПК обвинил Бо в нарушении дисциплины и лишил других руководящих постов. А его жену подозревают в причастности к убийству англичанина. По мнению эксперта, падение функционера накануне съезда партии отражает борьбу между сторонниками усиления роли государства в экономике и теми, кто стоит за углубление рыночных реформ.
Западная пресса подает события вокруг Бо Силая, бывшего партийного руководителя 30-миллионного города Чунцин, как крупнейшую за десятилетие перетряску в китайской элите. Разоблачение Бо и его жены, отцы которых были героями революции, сорвало покров единодушия с фасада политбюро партии. А единодушие в верхах – это непременное условие для стабильного развития страны, утверждает газета Wall Street Journal.
Напротив, официальное агентство Синьхуа пишет о происходящем в нарочито будничном тоне. В связи с тем, что товарищ Бо Силай подозревается в серьезных нарушениях дисциплины, ЦК КПК принял решение приостановить его членство в Политбюро ЦК КПК и ЦК КПК, говорится в сообщении.
Что касается жены Бо, то она подозревается в причастности к смерти в Чунцине гражданина Великобритании Нила Хейвуда. Она задержана. В отношении нее органы общественной безопасности проводят расследование.
«НГ» уже писала о том, что Бо Силай развернул в Чунцине беспощадную борьбу с мафией и пытался возродить революционные традиции эпохи Мао Цзэдуна. Пенсионеры регулярно собирались на центральной площади и пели хором песни времен «культурной революции». Хотел он того или нет, но в результате Бо стал неформальным лидером «новых левых», которые доказывают, что рыночные реформы выгодны только богатым.
Невзгоды Бо начались с того, что заммэра Ван Лицзюнь, бывший полицейский и главный гонитель мафии, обратился в консульство США с просьбой о защите и предоставлении политического убежища. Американцы ему в убежище отказали, и Ван дает показания компетентным органам.
И вот теперь из отрывочной официальной информации выясняется, что именно подвигло Вана на столь отчаянный шаг. Оказывается, жена партийного руководителя Гу Кайлай, успешная бизнесвумен и ее сотрудник поддерживали тесные связи с англичанином Хейвудом, работавшим в Чунцине.
А Хейвуд, женившийся на китаянке, был загадочной фигурой. Он помог сыну руководящей четы поступить сначала в частную школу в Британии, а потом в Гарвардский университет в США. Требовалась тут протекция со стороны англичанина или нет, кто теперь скажет. Ведь в минувшем ноябре его нашли мертвым в номере отеля в городе.
Полиция сначала объяснила смерть «чрезмерным потреблением алкоголя». А сейчас не исключает отравления. И потому вновь открыла дело. Так супруга Бо из знаменитой на всю страну предпринимательницы превратилась в подозреваемую. У нее и Хейвуда, возможно, возник конфликт интересов, предполагают китайские СМИ.
Еще одним таинственным моментом в этой истории стала биография Хэйвуда. Он состоял в британской компании, занимавшейся сбором конфиденциальной информации. Компанию основали бывшие британские разведчики.
Нелегко наблюдателю разобраться в тайнах «пекинского двора». В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что в преддверии съезда, намеченного на осень, в партии идет острая борьба за то, чтобы «искоренить до конца левую заразу». Каждый крупный регион добивается того, чтобы послать на съезд больше делегатов. Имеют место столкновения кланов, и идейные разногласия.
Речь, по существу, идет о том, как дальше пойдут реформы. Как пишет видный социолог Сунь Липин, в китайском истеблишменте есть сторонники возвращения к старому. Они доказывают, что в результате преобразований 90-х годов были ущемлены интересы рабочих госпредприятий и других категорий трудящихся. Эти люди должны теперь платить за жилье, лечение. Выгоды от рынка получают чиновники, богатые.
Есть либеральное направление – за продолжение реформ без социальной ориентации.
И третий тренд – те, кто ратует за то, чтобы реформы проводились с учетом социальной справедливости, равенства.
Бо Силай стал глашатаем взглядов людей, недовольных реформами. А за углубление рыночных преобразований с упором на мягкое улаживание социальных конфликтов выступил руководитель южной провинции Гуандун. Очевидно, накал борьбы не спадает, заключил эксперт.