Сегодня в Иране состоятся парламентские выборы. Впервые в них не будут участвовать представители оппозиции. Однако межклановая борьба в консервативных правящих кругах остается весьма напряженной, и ее исход фактически предопределит расклад на президентских выборах 2013 года.
Нынешние иранские выборы уже назвали борьбой архиконсерваторов. Реформисты отказались в них участвовать, ссылаясь на отсутствие честной борьбы. Бойкот связан с тем, что власти нейтрализовали наиболее радикальную часть оппозиции, которая инициировала массовые уличные протесты после президентских выборов в 2009 году. Под домашним арестом с февраля 2011 года находятся соперники Махмуда Ахмадинежада в гонке за президентский пост – Мир-Хосейн Мусави и Мехди Карруби.
Поскольку реформисты впервые оказались за бортом политического противостояния, а более трети кандидатур было отвергнуто Советом стражей Конституции, за 290 мест в парламенте поборется наименьшее с 1996 года число кандидатов, представляющих довольно узкий идеологический спектр – «от смоляно-черного до темно-серого», по выражению специалиста по Ирану из Фонда Карнеги за международный мир Карима Саджадпура. В первую очередь это сторонники президента Ахмадинежада и спикера Меджлиса Али Лариджани. Причем духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи все чаще поддерживает Лариджани, который критикует экономический курс правительства.
По словам старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН профессора Владимира Сажина, «в идеологическом плане эти два клана действительно мало чем отличаются. Они стоят на позициях исламизма, а точнее неошиизма Хомейни, или хомейнизма», – по имени лидера Исламской революции аятоллы Хомейни.
В то же время Сажин подчеркнул в интервью «НГ»: «Лариджани выражает интересы традиционных исламских кругов, а Ахмадинежад – человек нового склада. Он был воспитан Корпусом стражей Исламской революции, и вокруг него концентрируются люди, в том числе и духовные деятели, которые недополучили от революции материальных благ и власти».
Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что Меджлис – это трамплин к президентскому креслу: «Летом 2013 года будут президентские выборы. Ахмадинежад не сможет выставить на них свою кандидатуру, у него уже второй срок. Но он стремится протолкнуть своего человека. Это возможно, только если в Меджлисе большинство будут составлять его сторонники».
Другой иранист, профессор международных отношений Университета Дарема в Великобритании Ануш Эхтешами, обращает внимание на различия соперников по внешнеполитическим вопросам. Напомним, что предвыборная кампания проходила на фоне ужесточения международных санкций против Тегерана, которые уже привели к падению курса иранского риала к доллару вдвое. «Для лагеря Лариджани очень важно добиться отмены санкций, потому что экономика – очень важный фактор социального спокойствия и стабильности», – сказал Эхтешами.
Эксперты сходятся в том, что позиции Ахмадинежада слабеют. В конце 2010 года он пошел на непопулярную меру – урезал субсидии на продовольствие и энергоносители. Народ недоволен тем, что экономическая ситуация в стране ухудшается, в том числе из-за санкций. Меджлис недавно впервые решил вызвать президента для дачи разъяснений.
Таким образом, у четырех пропрезидентских партий вряд ли есть шансы на безоговорочную победу. Но в случае сокрушительного поражения клана Ахмадинежада Хаменеи может вообще упразднить институт президентства, который доставляет ему только головную боль. Такого развития событий не исключает Мерзад Боруджерди из Сиракузского университета в штате Нью-Йорк. Его опасения небезосновательны, ведь такие намеки Хаменеи делает давно.