Такой находке не обрадуется ни один командир корабля.
Фото Reuters
Мировые СМИ уже несколько недель обсуждают вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование американского флота уверяет общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех стран подсчитывают количественное и качественное соотношение кораблей и самолетов вероятных противников. При этом почти ничего не говорится о минном оружии, а ведь именно оно может стать персидской козырной картой.
МИННЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ВОЙН
31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вместе с броненосцем погиб адмирал Степан Осипович Макаров. С гибелью командующего активные действия Порт-Артурской эскадры прекратились.
В августе 1941 года при эвакуации Таллина на вражеских минах Балтийский флот потерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.
В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота фактически не принимали участия в боевых действиях.
В октябре 1950 года американский флот утратил господство в корейских водах, так как янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.
В 1972 году американцы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был полностью блокирован с моря почти на девять месяцев.
Как правило, страны третьего мира не могут самостоятельно разминировать мины, наставленные ими самими же в ходе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.
Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа советских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.
В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в пять линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление выполнялось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта аналогичные работы выполняли тральщики западных стран.
В 1984 году в ходе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красном море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно ежедневно через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.
Срочно в Красное море были направлены 18 кораблей из четырех стран НАТО: США, Англии, Франции и Италии. Туда же направилась группа советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили десять донных мин, англичане – одну, а итальянцы – ни одной.
В ходе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») американцы и их союзники не сумели высадить морской десант на юге Ирака из-за минной опасности. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, особенно на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались американский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старую японскую мину, которая не взорвалась.
В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Англии, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в основном советского производства, типа АМД, КМД «Краб». Тем не менее, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на берег.
ПЕРСПЕКТИВЫ МИНИРОВАНИЯ ОРМУЗСКОГО ПРОЛИВА
Ну, а какова перспектива применения минного оружия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180≈320 км, средняя глубина менее 50 м, максимальная – 102 м. Весь северо-восточный берег залива, то есть около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что облегчает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. Самым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнительно мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.
В настоящее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору ближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Между коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона создана, чтобы исключить столкновение встречных судов. Как видим, Персидский залив в целом и Ормузский пролив в частности – идеальный полигон для применения всех типов морских мин.
В ходе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, атаковали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в ходе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большинство из них подверглись нападению катеров и авиации, а в некоторых случаях были обстреляны береговыми ракетными или артиллерийскими установками. Минные постановки велись крайне ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, поскольку обе стороны утверждали, что атакуют лишь суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины осуществлять подобную селекцию пока не в состоянии.
16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался советский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря хорошему состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.
14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старой якорной мине образца 1908 года подорвался американский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В ходе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось оставить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся американским налогоплательщикам в 135 млн. долл.
Сейчас мало кто сомневается, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, разумеется, и Ормузский пролив.
ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ ИРАНСКИХ МОРЯКОВ
Какими образцами минного оружия обладают ВМС Ирана? Не уверен, что его перечень есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих стран. Есть основания полагать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Кроме того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других стран.
Что же представляют из себя современные мины?
Одной из наиболее совершенных классических мин, созданных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она предназначена для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может производиться с кораблей, а также с военных и транспортных самолетов. При этом постановка с самолета производится без парашютной системы, что обеспечивает большую скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу или мелководье мина самоликвидируется.
Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.
Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Минимальная глубина места постановки 15/8 м, а максимальная – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, впрочем, и у остальных отечественных мин.
В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под руководством Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматически удерживающуюся на заданном углублении пневматическим прибором плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.
Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из четырех гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее верхней части. Прибор плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на заданном углублении с точностью ╠1 м. Запас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для применения в районах с глубинами более 15 м. Минимальная скорость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.
Более совершенная плавающая мина МНП-2 была создана в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под руководством Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» исчезло из названия, так как плавучие мины были запрещены международным соглашением.
МНП-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях или стоящих на якоре вблизи берега, а также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особого назначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого применения сверхмалыми или обычными подводными лодками.
Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Диапазон глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.
Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года включалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению руководства в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.
В ходе работ по этой теме Ляминым была создана первая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая название КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.
В качестве отделителя в мине КРМ использована пассивно-активная акустическая система, которая обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.
Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.
Однако ширина зоны реагирования КРМ была признана руководством ВМФ недостаточной. В дальнейшем на базе мины КРМ была создана якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.
В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина создана в НИИ-400. Диаметр ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.
Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой отечественной широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Первоначально она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была создана в 1970 году в НИИ-400 под руководством Л.П. Матвеева.
Постановка мины производится из торпедных аппаратов подводных лодок или сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных между собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, а также якоря.
Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой размещаются заряд взрывчатого вещества и электронная аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении размещены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на заданное углубление, барабан с тросом и другое.
После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной прибор. После отработки заданного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, затем отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.
При входе подводной лодки противника в опасную зону мины включается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электронная акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а затем выдает команды на запуск реактивного двигателя. Взрыв заряда производится с помощью неконтактного или контактного взрывателя.
Высокая скорость движения ракеты и малое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия или маневра уклонения.
Полная длина мины 7800 мм, диаметр 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.
В конце 1960-х годов в НИИ-400 было создано несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.
Из американских мин наиболее интересна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него с помощью специальных устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до двух лет. Но в любой момент может быть активизирована специальным сигналом. Корпус мины сделан из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает вражеский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 или «Стигрей».
Замечу, что проектирование и массовое производство упрощенной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам любой стране, тем более Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что облегчает зарывание торпед. Визуально ее невозможно обнаружить ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.
Постановку любых типов вышеупомянутых мин могут вести иранские самолеты, вертолеты, различные катера и суда. При взаимодействии минного оружия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, а также авиацией Иран имеет все шансы полностью блокировать судоходство в Персидском заливе. Технически это вполне достижимо, необходима лишь политическая воля.