Гнев греческих масс обрушился не только на собственное правительство, но и на немецкое.
Фото Aris Messinis/AFP
Сегодня вечером министры финансов еврозоны должны обсудить дальнейшую помощь Греции. Афины близки к завершению переговоров с частными инвесторами по списанию существенной части долга. Вместе с тем, по данным на вечер среды, не наступило ясности по вопросу о том, пойдет ли греческое правительство на новые меры жесткой экономии, чего требуют международные кредиторы. Фактически речь идет о сохранении страны в зоне евро.
Афины, над которыми нависла угроза хаотического дефолта, накрыла волна сменяющих друг друга дедлайнов. Лидеры трех ведущих политических партий, поддерживающих коалиционное правительство Лукаса Пападимоса, вновь перенесли – со вторника на среду – решающие переговоры по болезненным реформам, хотя «тройка» рассчитывала получить ответ еще в понедельник. Ранее министр финансов Греции Эвангелос Венизелос назвал крайним сроком воскресенье.
На этом фоне множатся спекуляции по поводу того, дойдут ли до Греции нужные средства вовремя: технические сложности соглашения уже практически не оставляют времени на его реализацию. До 20 марта Афинам необходимо выплатить более 14 млрд. евро. Эту сумму может обеспечить только доступ к новому, 130-миллиардному пакету помощи ЕС и МВФ.
Параллельно с частными инвесторами обсуждается списание 100 млрд. евро из 350-миллиардного греческого долга. Сообщается, что этот процесс вот-вот завершится. На днях ЕЦБ – один из главных кредиторов Афин – пообещал пойти на уступки по имеющимся у него греческим обязательствам, что позволит сократить долговую ношу Афин еще на 11 млрд. евро. Оба переговорных процесса – по реструктуризации долга и мерам жесткой экономии – должны завершиться в парламенте. Голосование может пройти 12 февраля.
Во вторник профсоюзы вывели людей на всеобщую 24-часовую забастовку, парализовавшую работу банков, школ, больниц и общественного транспорта. Перед зданием парламента произошли столкновения. Леворадикальные группы призывали к революции. Символическим жестом стало сожжение немецкого флага. Берлин является основным донором Афин, и фокус возмущения греков постепенно смещается с собственного правительства на немецкое.
Накалившиеся страсти попыталась разрядить канцлер Германии Ангела Меркель. На встрече со студентами в Берлине она произнесла речь о будущем Европы через 20 лет после подписания Маастрихтского договора – документа, учредившего ЕС. «Я не буду принимать участия в давлении на Грецию с целью ее выхода из евро, – заявила Меркель. – Это имело бы непредсказуемые последствия».
Однако все громче раздаются и совсем иные голоса. Ранее во вторник депутат от коалиционной Свободной демократической партии Флориан Тонкар подчеркнул, что греческий дефолт уже не является такой угрозой, которую необходимо избежать любой ценой. А премьер-министр Нидерландов Марк Рютте уверен: выход Греции из еврозоны сейчас менее опасен, чем был бы в начале кризиса благодаря рекапитализации банков и созданию Европейского фонда финансовой стабильности.
Мнение Рютте разделила вице-президент Еврокомиссии Нили Кроес: если одна из стран-членов покинет валютный блок, катастрофы не будет. Подобные заявления делаются неслучайно, а с целью дать понять Афинам, что у них нет выбора: условия «тройки» – последний шанс, их нужно принимать, иначе придется пенять на себя. Таким образом, Афины готовят к роли «жертвенной коровы», а общественность – к мысли: и без Греции проживем.