В бельгийской столице сегодня пройдет первый в 2012 году саммит ЕС. Главы государств и правительств 27 стран рассмотрят проект фискального договора, призванного установить в сообществе жесткую бюджетную дисциплину. Ожидается также утверждение соглашения о постоянном Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ), который будет задействован с 1 июля.
В основном будет продолжена антикризисная стратегия, за которую при французской поддержке горой стоит Германия. Однако все очевиднее становится ее однобокость. Всемерная экономия госрасходов обрушивает экономику преддефолтных государств еврозоны. Перед саммитом рейтинговое агентство Fitch понизило кредитные рейтинги пяти государств еврозоны – Бельгии, Кипра, Италии, Испании и Словении. Нужен поворот в ситуации. Поэтому президент ЕС Херман ван Ромпей предлагает саммиту обсудить и «активные меры для ускорения экономического роста и конкурентоспособности, прежде всего для создания рабочих мест».
Наиболее остро сейчас опять встает вопрос о Греции. Обещанной со дня на день договоренности об условиях списания половины греческих долгов частными инвесторами пока не достигнуто. А без этого повисает решение о втором пакете помощи Греции на 130 млрд. евро, который, как теперь выясняется, вероятно, придется увеличить еще на 15 млрд. А если «тройка» ЕС, МВФ и ЕЦБ, проверяющая сейчас в Афинах выполнение греческих обязательств по экономии и реформам, сочтет его неудовлетворительным, Греции не переведут последний транш в 14 млрд. евро. И тогда в марте банкротство.
Обращение партнеров с этой балканской страной становится все бесцеремоннее. В канун брюссельского саммита появилась информация о предложении Германии учредить должность спецкомиссара ЕС для контроля непосредственно в Афинах за расходованием греческого бюджета. Причем с правом вето на правительственные решения. Об этом в воскресных изданиях пишут как Financial Times Deutschland, так и Frankfurter Allgemeine Sonntags zeitung. Последняя получила сведения непосредственно в кругах федерального правительства. Правительство Лукаса Пападимоса заявило, что не пойдет на такое ущемление суверенитета. Но, как сообщается, некий доклад на эту тему в ЕС уже «гуляет».
Официально греческой проблемы в брюссельской повестке дня не значится. Однако уйти от нее невозможно. Некоторые страны еврозоны хотели бы даже специально обсудить греческие дела после саммита ЕС на отдельной встрече. Но возражают Берлин и Париж, которые считают, что сейчас в первую очередь следует сконцентрироваться на реализации декабрьских решений минувшего года, а это фискальный договор и фонды спасения.
По этой линии сложностей тоже масса. Во-первых, из-за неучастия Великобритании фискальный договор будет носить характер международного соглашения, а не документа ЕС. Брюссель поэтому не сможет непосредственно участвовать в наложении санкций на нарушителей. Ряд стран, не входящих в еврозону, хотел бы участвовать в ее саммитах и решении ее вопросов. Во-вторых, утверждение ЕСМ не положит конец спорам о том, где и каким образом взять деньги для спасения стран, набравших гигантские долги. Всем ясно, что 500 млрд. евро, которые будут переданы в распоряжение ЕСМ, заведомо не хватит.
Речь идет как минимум об удвоении этой суммы. Деньги нужны и для пополнения средств МВФ, участвующего в помощи еврозоне. Возражает таким настояниям Германия. Берлин готов обсуждать этот вопрос не ранее следующего саммита в марте. Проблема, однако, в том, действительно ли настолько универсальна его линия в еврокризисе, чтобы остальные страны подстраивались под нее.