В Берлине разгорается скандал по поводу массовой слежки за парламентариями. Опубликован список 27 из 76 членов бундестаговской фракции Левой партии (ЛП), находящихся под колпаком Ведомства по охране Конституции (ВПОК). Одновременно его региональные подразделения активно шпионят за руководителями фракций ЛП по меньшей мере в 11 земельных ландтагах. Есть основания полагать, что Федеральная служба безопасности может интересоваться и законодателями других партий.
Вчера эти скандальные обстоятельства стали предметом прений в рамках часа актуальных вопросов на пленарном заседании Бундестага. Накануне глава левой фракции Грегор Гизи обратился с письмами к канцлерин Ангеле Меркель, президенту Кристиану Вульфу и председателю Бундестага Норберту Ламмерту. Он требует, чтобы спецслужбам было приказано прекратить слежку, поскольку этим нарушается Основной закон. Он подчеркивает, что это задача парламента – контролировать спецслужбы, а не наоборот.
Однако генсек ХДС Херман Гроэ требует не прекращать слежки за ЛП, поскольку от нее, дескать, исходит «угроза нашей демократии» и в ней «концентрируются силы, желающие радикальной смены системы». Такую же позицию занимает министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих. Вместе с тем он не исключил вчера возможность пересмотра обоснованности «наблюдения» за депутатами ЛП.
Видимо, это не случайно. Уж больно слежка за парламентариями, да еще столь масштабная, не сочетается с демократией. И выглядит как полный абсурд.
Во-первых, речь идет о легальной партии, занимающей достаточно влиятельные электоральные позиции. На выборах 2009 года ЛП получила 11,9% голосов и обрела четвертую по численности фракцию Бундестага. Во-вторых, она представлена в 13 из 16 ландтагов, а в ряде федеральных земель, включая Берлин, участвовала в коалиционных правительствах. В-третьих, она имеет депутатов в Европарламенте. И самое смешное: ВПОК приходится отчитываться перед специальной парламентской группой по контролю за спецслужбами, в которую в числе других особо доверенных членов Бундестага входит и депутат от «наблюдаемой» партии Вольфганг Нескович.
В перечне депутатов, за которыми установлена слежка, представлена едва ли не вся верхушка ЛП и ее депуты в Бундестаге. Это руководитель фракции Грегор Гизи, его заместители, председатель комитета по труду и социальным вопросам Катя Киппинг, парламентские представители фракции по европейской, бюджетной, внешней, пенсионной и другим направлениям политики. На шпионскую мушку взяты прежде всего выходцы из восточных федеральных земель.
Список бундестаговских объектов ВПОК был добыт журналом Spiegel. Официального подтверждения его достоверности нет, как, впрочем, и опровержения. Глава МВД Фридрих сказал, что такие сведения остаются секретными. В то же время, по его словам, речь идет о «наблюдении», а не слежке. Последняя «по критериям» спецслужб предполагает задействование агентов, прослушки и других специфических средств. А в отношении депутатов Бундестага якобы ведется только наблюдение по открытым источникам – речей, интервью и т.д.
Разъяснения главы МВД оказались (видимо, по служебному недоразумению) тут же опровергнуты. Вразнобой с министром глава нижнесаксонского земельного подразделения ВПОК Ханс-Вернер Варгель неосторожно признал в интервью, что для надзора за левыми «временами используются также средства секретных служб».
В истории со слежкой ХДС/ХСС не получают полной поддержки даже у либерального партнера по правящей коалиции. Министр юстиции Сабине Лотхойзер-Шнарренбергер, известная критикой любых правонарушений, включая российские, назвала в интервью газете Sueddeutsche Zeitung слежку за членами Бундестага нетерпимой. У социал-демократов слежку назвал бессмыслицей вице-председатель Бундестага социал-демократ Вольфганг Тирзе, а секретарь фракции зеленых Фолькер Бек – абсурдом.
Вопросы насчет ВПОК имеются в Бундестаге не только у левых. Агентство Dapd напомнило, что фракция зеленых делала запрос о слежке еще в 2009 году. Из ответа правительства следовало, что с 1987 по 2002 год вниманию спецслужб подвергались 30 левых, а заодно и 10 депутатов СДПГ и ХДС. Сведений о зеленых и либералах тогда не нашлось. Но сейчас раскрытие списка «объектов» в Бундестаге, за которыми тайно следит контрразведывательное ведомство, вновь не может не тревожить оппозицию.
Представители ряда партий и организаций обращают внимание на то, что в Ведомстве по охране Конституции все еще царит дух холодной войны, когда его приоритетной задачей считалась слежка за левыми. Поэтому оно проваливает борьбу с опасным правоэкстремизмом. В частности, оно не только не разоблачило, а некоторые подразделения службы фактически даже прикрывали неонацистскую ячейку боевиков, совершавшую целых 10 лет террористические убийства.
Как заметил в Берлине сопредседатель фракции зеленых в Бундестаге Юрген Триттин, «службы слепы в отношении правых и глупы в отношении левых».