Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вчера выступил в парламенте по вопросу о санкциях против Франции. Анкара пригрозила прибегнуть к жестким мерам после того, как в понедельник Сенат Пятой республики одобрил нашумевший законопроект о наказании за отрицание геноцида армян.
Глава турецкого правительства впервые предупредил Париж о возможном принятии новых санкций, когда законопроект, вызвавший самую противоречивую реакцию, 22 декабря был утвержден Национальным собранием. Тогда Анкара отозвала для консультаций своего посла, заморозила двусторонние визиты, отменила совместные военные учения.
В понедельник еще до решения в Сенате Эрдоган обсудил дальнейшие санкции с членами возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития. Было решено свести к минимуму дипотношения, закрыть территорию для ВМС и ВВС Франции, отстранить французские компании от турецких тендеров. Также Анкара хочет подать на Париж в Европейский суд по правам человека.
Турция намерена принять контрмеры, если законопроект в течение 15 дней подпишет президент Франции Николя Саркози. Об этом предупредил МИД страны, назвав решение сенаторов «примером безответственности» и «ударом по свободе мысли». Эрдоган сказал, что больше никогда не поедет во Францию, если «дискриминационный и расистский» закон вступит в силу.
Напомним, что документ предусматривает срок до одного года и штраф в 45 тыс. евро за отрицание любого признанного Парижем геноцида. Таковых сегодня два, и поскольку за геноцид евреев во время Второй мировой войны (Холокост) уголовная кара уже существует, то речь идет прежде всего о геноциде армян в Османской империи в 1915 году.
Кризис во франко-турецких отношениях – пример превращения истории в геополитический фактор. В Турции считается преступлением не отрицание, а признание геноцида армян. В марте всемирно известный писатель Оран Памук был приговорен к штрафу в более 3,5 тыс. долл. за тезис в швейцарской газете: Турция, по его словам, уничтожила «30 тыс. курдов и миллион армян».
Как заявил глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу, «если парламент каждой страны будет принимать решения исходя из собственного взгляда на историю, а затем осуществлять их, в Европе начнется новая эра инквизиции». Геноцид армян признают 19 стран, в том числе и Россия, но запрещают его отрицание только Словакия и Швейцария.
В Сенате законопроект, предложенный правящим Союзом в поддержку народного движения, одобрили 127 сенаторов, 86 голосов было отдано «против». И хотя неделю назад его отклонила комиссия Сената по законам как неконституционный, это не определило итог голосования.
Противники закона, включая Анкару, считают, что партия Саркози сделала предвыборный ход, рассчитывая на голоса многотысячной армянской диаспоры (крупнейшей в Европе). Однако турецкая диаспора во Франции также очень велика, и обе этнические группы одинаково активно высказывают свое мнение в ходе многочисленных манифестаций.
Несмотря на всю важность выбора главы государства, который весной предстоит сделать Франции, если Саркози действительно подпишет закон, как того опасается Анкара, последствия этого шага будут прежде всего внешнеполитическими. Турецкий министр юстиции Садуллах Эргин заявил, что Париж «теряет своего стратегического партнера» – партнера по НАТО.
Для Франции крайне важна поддержка Турции по Сирии, Ирану и другим ключевым вопросам международной повестки дня, тем более что двусторонние отношения уже подпорчены неодобрительной риторикой Парижа по проблеме возможного присоединения Турции к ЕС. Недаром министр иностранных дел Ален Жюппе не одобрил законопроект. Эксперты считают, что разгорающийся конфликт может повлиять на отношения Анкары и Брюсселя. В то же время экономические санкции против Франции невозможны, поскольку Турция входит во Всемирную торговую организацию, а с Европой у нее подписано соглашение о таможенном союзе.
Саркози, за которым последнее слово, на прошлой неделе направил Эрдогану письмо, подчеркнув, что словосочетание «геноцид армян» в тексте документа не упомянуто. Турецкая сторона сочла этот довод неубедительным: закон станет «черным пятном» в истории французской мысли, ответил вместо премьера Давутоглу. К слову сказать, глава турецкой дипломатии сегодня примет участие в заседании Совместной группы стратегического планирования в ходе визита в Россию. Как уточнил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, Москва и Анкара сопоставят оценки по актуальным международным вопросам.