В нью-йоркской штаб-квартире Fitch бдительно отслеживают «бегство капиталов» из России.
Фото Reuters
Американские рейтинговые агентства считают, что европейские и российские политики прилагают недостаточно усилий для выхода из кризиса. Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности. А Fitch ухудшило прогноз надежности кредитных обязательств России.
С наивысшего показателя AAA на одну ступень – до АА+ – понизило кредитный рейтинг Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) агентство Standard & Poor's (S&P). Рейтинг ЕФФС, созданного ведущими членами ЕС для оказания помощи проблемным государствам еврозоны, составляется на основе рейтинга тех стран, которые его формируют. Поскольку в пятницу S&P понизил в числе девяти стран рейтинги Франции и Австрии – гарантов устойчивости фонда, – это не могло не вызвать соответствующей переоценки. Кроме того, в сообщении S&P отмечается недостаток инициатив европейских политиков для разрешения «текущих системных стрессов».
На практике снижение рейтинга означает невозможность дальнейшего привлечения в ЕФФС средств под низкие проценты, а также сокращение финансовых гарантий фонда с 440 млрд. до 260 млрд. евро.
Реакция главы Европейского центробанка Марио Драги не заставила себя ждать. Выступая в Страсбурге, он раскритиковал чрезмерную зависимость мировой экономики от рейтинговых агентств. «Мы должны научиться обходиться без рейтингов или по крайней мере научиться оценивать кредитоспособность, не обращая на них внимания», – заявил Драги.
Главе Европейского ЦБ вторит президент Франции Николя Саркози. Снижение кредитного рейтинга Франции нанесло урон его престижу за сто дней до президентских выборов. Первая реакция Саркози прозвучала в Мадриде на совместной пресс-конференции с испанским премьером Мариано Рахоем. «Экономическую политику государств должны определять не рейтинговые агентства, – подчеркнул Саркози. – Экономическая политика большой страны не может определяться с бухты-барахты. У меня нет желания принимать в расчет то, что говорят те или другие. Я должен принимать в расчет реальную экономику: высокий дефицит, излишние расходы, недостаточные темпы экономического роста».
В свою очередь, руководство ЕФФС заверяет, что снижение рейтинга не повлияет на его кредитные возможности и в его распоряжении имеются необходимые средства для поддержки проблемных стран. Как известно, около 40 млрд. евро из фонда направлены на оказание экстренной помощи Ирландии и Португалии, еще 100 млрд. евро, вероятно, понадобится для новой поддержки Греции.
Как бы то ни было, но прогноз S&P неминуемо усложнит процесс спасения евро. «Снижение рейтинга затруднит выход стран еврозоны из кризиса, – сказала «НГ» заведующая кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД РФ Ольга Буторина. – На взгляд руководства ЕС, было бы правильным, чтобы рыночные игроки поддержали те беспрецедентные меры по нормализации экономической ситуации в зоне евро, которые сейчас предпринимаются».
По мнению эксперта, проблема заокеанских агентств, монополизировавших рейтинговый бизнес, состоит в том, что они являются своего рода черным ящиком. «Мы видим только результаты, но не понимаем, откуда берется тот или иной рейтинг. Никто не раскрывает ни механизм получения итоговой оценки, ни методы обработки информации, на основе которой она выводится. Это шляпа, из которой фокусник достает зайца», – полагает Буторина.
В качестве примера она привела Испанию. Считается, что в этой стране ситуация не ухудшается, и с чем связано снижение ее рейтинга, непонятно. По словам Буториной, политикам и специалистам по макроэкономике хотелось бы знать, на основе чего стране или компании выносится тот или иной вердикт. Ведь задача рейтингового агентства – объективно оценивать их экономическое здоровье и подавать сигнал инвесторам.
О том, что эти сигналы далеко не всегда соответствуют действительности, свидетельствует, в частности, расследование деятельности S&P Министерством юстиции США. Как пишет Wall Street Journal, цель закрытого расследования, которое ведется уже более двух лет, – выяснить, нарушало ли руководство S&P собственные стандарты оценки кредитоспособности эмитентов при присвоении и изменении рейтингов различных ипотечных продуктов. Если это удастся доказать, S&P может быть обвинено в нарушении правил Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
В отличие от S&P американское рейтинговое агентство Fitch в этом году рейтинги государств не меняло. Однако изменило прогноз надежности кредитных обязательств России с «позитивного» на «стабильный». Объявляя об этом в понедельник, агентство объяснило свое решение тем, что нарастание в стране протестов усилило риск оттока капитала из России, сообщает AFP. «Политическая неопределенность в России усилилась, а глобальный экономический прогноз ухудшился со времени последнего подтверждения рейтинга в сентябре 2011 года», – заявил директор аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам Чарльз Севилл. Он отметил, что рейтинг России подтвержден на уровне ВВВ, добавив при этом, что снижение прогноза до «стабильного» лучше отражает «ограничения и риски, связанные с российской политической моделью».
По словам Севилла, «пока не ясно, как руководство России отреагирует на волну протестов после выборов в Думу и на масштабные изменения в политическом ландшафте». Неопределенность повышает и риск оттока капитала, что может оказать давление на резервы ЦБ России и курс рубля. По данным Fitch, в 2011 году «бегство капиталов» из России достигло 84 млрд. долл., что на 50 млрд. больше, чем в 2010-м.