Ведущие партии Египта договорились по вопросу о распределении должностей в новом парламенте. Спикером нижней палаты станет представитель «Братьев-мусульман» – крупнейшей в стране исламистской группировки. Между тем один из видных оппозиционных лидеров Мухаммед аль-Барадеи заявил, что не верит в честные выборы, и отказался участвовать в президентской гонке.
В понедельник в Египте приступит к работе новый парламент, который граждане страны избрали в три этапа (каждый раз право высказаться предоставлялось жителям девяти из 27 провинций АРЕ). По предварительным итогам голосования, которое началось 28 ноября и закончилось на прошлой неделе, Партия свободы и справедливости (ПСС) «Братьев-мусульман» получила около 45% всех мест, а исламисты в целом – 70%.
В ожидании первой «постреволюционной» сессии Народного собрания шесть политических партий объявили, что готовы избрать председателем генерального секретаря ПСС Саада аль-Кататни. Должности заместителей спикера обещаны представителям ультраконсервативной салафитской «Нур» и либеральной «Вафд». По результатам выборов эти партии заняли второе и третье места соответственно.
Как утверждает глава Социал-демократической партии Египта Абу аль-Гар, речь идет об «однодневном соглашении к дню открытия парламента». Социал-демократы сохраняют надежду на одну из руководящих должностей, если «Вафд» откажется от сделки. Ожидается, что альянс либералов и левых станет четвертой политической силой в нижней палате, сформированной после падения режима Хосни Мубарака в феврале минувшего года.
Прежде чем Народное собрание сможет приступить к полноценной работе, его полномочия должны быть прописаны в высшем законе страны. Для этого парламенту необходимо избрать конституционный совет. Напомним, что ранее военное руководство выражало желание проследить за составлением Конституции посредством специального органа.
Едва определившись с составом парламента, Египет готовится к новым выборам – президентским. Они намечены на конец июня, однако потенциальные кандидаты уже делают громкие заявления. Так, бывший генеральный директор МАГАТЭ аль-Барадеи утверждает, что Высший совет вооруженных сил (ВСВС) увековечивает автократию эры Мубарака. Политик отказался претендовать на президентский пост, подчеркнув: «Режим еще не пал».
Аль-Барадеи – видный лидер оппозиции. На него делали ставку на фланге либеральных и левых сил. По мнению наблюдателей, он понял, что без поддержки исламистов, о которой не может быть и речи, выборы ему не выиграть. Поэтому аль-Барадеи предпочел дискредитировать весь политический процесс в Египте как недемократический, жестко раскритиковав ВСВС, который, по его словам, ведет себя так, «как будто революции не было». «Президентом он мог бы не стать никогда, и он решил попытаться стать нашим Ганди», – объяснил решение аль-Барадеи правозащитник и активист Негад Бораи.
Теоретически к аль-Барадеи может примкнуть светская молодежь. Она требует «повторной революции» и даже запланировала серию мероприятий, которые начнутся в пятницу и достигнут кульминации в годовщину свержения Мубарака 25 января. Однако, как пишет американская Wall Street Journal, широкие массы египтян устали от волнений, сотрясающих страну на протяжении года. По мнению сторонника аль-Барадеи либерального активиста Халы Мустафы, голоса лауреата Нобелевской премии мира, по-видимому, перейдут Абделю Монейму Абулу Фотуху, умеренному исламисту и экс-лидеру «Братьев-мусульман».
Сами «братья» заняли выжидательные позиции. Они сместили Фотуха, когда в апреле он объявил о намерении баллотироваться в президенты, а в конце декабря подтвердили, что не будут выдвигать кандидата и не поддержат тех, кто уже объявил о намерении участвовать в гонке. Таких довольно много, причем в лидеры выбился экс-глава МИДа и бывший председатель Лиги арабских государств Амр Муса. В ноябре его было готово поддержать 39% населения.