Противникам вседозволенности ЦРУ удалось собрать на митинг в Качачи свыше 100 тысяч человек.
Фото ASIF HASSAN/AFP
Пакистан намерен пересмотреть отношения с США. Прежде всего это коснется партнерства в сфере безопасности, которое станет куда менее тесным и масштабным, чем в предыдущие годы. Таким образом президент Асиф Али Зардари пытается укрепить свой пошатнувшийся авторитет, поскольку события минувших выходных показали, что в стране набирают силу партии, выступающие против военных связей с Америкой.
По признаниям высокопоставленных американских чиновников, на которых ссылается New York Times, пакистанцы четко дали им понять, что намерены произвести переоценку всего комплекса отношений. Этот процесс еще не завершен, но уже ясно, что прежнего уровня сотрудничества не будет.
Американцам придется свести к минимуму количество рейдов с использованием беспилотных летательных аппаратов, резко сократить численность находящихся в Пакистане сотрудников разведки и военных советников, а также гораздо больше платить за транзит грузов в Афганистан. В ответ США скорее всего урежут военную помощь Исламабаду, объем которой достигал 1 млрд. долл. в год.
Отношения между двумя странами постепенно ухудшались на протяжении всего последнего года. Наконец в прошлом месяце в результате американского авиаудара по пограничному посту погибли 24 пакистанских военнослужащих. После этого инцидента Исламабад решился на беспрецедентный демарш: перекрыл пути снабжения сил НАТО в Афганистане, бойкотировал конференцию в Германии, посвященную будущему Афганистана и запретил ЦРУ использовать пакистанскую базу в юго-западной части страны.
Предполагается, что на смену многостороннему партнерству, охватывающему не только сферу безопасности, но также, например, экономику, образование и здравоохранение, придет дозированное сотрудничество. Оно ограничится тремя вопросами – борьбой с терроризмом, стабилизацией Афганистана и обеспечением безопасности пакистанского ядерного арсенала, насчитывающего более 100 боезарядов.
Отношения будут оформлены серией соглашений о военном сотрудничестве, обмене разведданными и контртеррористических операциях. В обязательном порядке будут пересмотрены границы районов, где беспилотники ЦРУ смогут вести охоту за боевиками «Аль-Каиды». США придется больше платить за транзит грузов в Афганистан, что может обойтись в десятки миллионов долларов. Кроме того, домой уже отправились сотни американских военных советников и инструкторов, Исламабад отказал в визах многим сотрудникам посольства и даже работникам гуманитарных организаций.
Размолвка может поставить крест на попытках Вашингтона наладить диалог с талибами, посредниками в котором выступают пакистанские спецслужбы, а также значительно затруднить борьбу с террористической сетью Хаккани, чьи боевики сейчас стали главной угрозой для сил НАТО в Афганистане.
Разлад в отношениях двух стран случился на фоне острого политического и экономического кризиса в Пакистане. Президент Зардари ослаблен конфронтацией с военными, недовольными чересчур вольным поведением американцев. На минувшей неделе премьер Юсуф Реза Гилани заявил о существовании заговора, направленного на свержение нынешнего правительства и установление диктатуры.
Население крайне недовольно низкими темпами роста, перебоями с электричеством, которые все чаще нарушают нормальное функционирование экономики. Оппозиция критикует правящую коалицию за неспособность искоренить коррупцию.
На этом фоне в Пакистане набирают популярность новые политические силы, которые опираются на образованную городскую молодежь и выступают против коррупционеров и тесного сотрудничества с США. В минувшие выходные 150 тыс. человек пришли на митинг в Карачи, организованный партией «Движение за справедливость» во главе с известным спортсменом Имраном Ханом, который в 1992 году привел сборную страну к победе на мировом чемпионате по крикету.
Пока что в пакистанской политике доминируют две партии – Народная партия Пакистана Зардари и «Мусульманская лига Пакистана» во главе с Навазом Шарифом. Однако Хан может вскоре их потеснить. Его партии прочат от 20–40 мест в парламенте на следующих выборах. К ней уже примкнули некоторые видные политики, среди которых даже ряд бывших министров.