Военно-морские силы Исламской Республики Иран (ИРИ) проводят масштабные учения, в ходе которых отрабатывают перекрытие Ормузского пролива, через который осуществляется экспорт нефти и газа из Персидского залива. Рынки реагируют ростом цен, а соседние страны обещают объединить свои военные ресурсы для сдерживания иранских амбиций.
Маневры иранских ВМС под названием «Velayat-e 90» продлятся 10 дней – с 24 декабря по 2 января. В них задействованы новейшие подводные лодки, также запланированы испытания последних модификаций противокорабельных ракет берегового базирования и торпед. Главная цель учений – отработать действия ВМС по закрытию Ормузского пролива, который соединяет Персидский залив с Аравийским морем. Командующий иранскими ВМС контр-адмирал Хабиболла Саяри подчеркнул, что военные ИРИ способны блокировать пролив, как только получат соответствующий приказ.
Напомним, учения проводятся на фоне эскалации напряженности в отношениях между ИРИ и Западом. Поводом для нового витка противостояния стала публикация доклада МАГАТЭ, в котором говорится, что Иран тайно разрабатывает технологии, необходимые для создания атомной бомбы.
Тегеран уже неоднократно угрожал блокировать Ормузский пролив в случае агрессии или введения против него нефтяного эмбарго, которое по своим экономическим последствиям будет фактически равносильно военному вторжению. По некоторым данным, экспорт углеводородов обеспечивает до 80% иранского бюджета. Кроме того, Иран импортирует до 40% потребляемого им бензина.
Между тем через Ормузский пролив осуществляется около трети мировых перевозок нефти. Поэтому рынки нервно отреагировали на действия иранских военных. Учения привели к повышению цен на нефть на основных торговых площадках.
В воскресенье на встрече в Абу-Даби министры нефти стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) обсудили возможные альтернативы на случай блокады Ормузского пролива. Основные надежды при этом связаны с трубопроводами, идущими от саудовских месторождений к портам на Красном море, и со строящимся в ОАЭ нефтепроводом, который позволит перекачивать сырье из Абу-Даби в порт Фуджейра, минуя Ормуз.
Западные военные эксперты подтверждают, что технически у Тегерана достаточно сил, чтобы на некоторое время нарушить движение танкеров, но это обернется серьезными потерями для Исламской Республики. Ведь Иран контролирует лишь северную часть Ормузского пролива, а южную – ОАЭ и Оман. Танкеры с нефтью и газовозы проходят через южную, оманскую, часть пролива. Так что любая попытка перекрыть его станет объявлением войны соседним странам, военная мощь которых в последние годы заметно выросла. Например, даже ВВС ОАЭ, не говоря уже о саудовских, имеют значительное превосходство над иранскими.
На минувшей неделе на саммите в Эр-Рияде лидеры ССАГПЗ договорились о превращении организации в полноценный межгосударственный союз, и в том числе о налаживании более тесного сотрудничества в сфере обороны и безопасности для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. Они также предостерегли Тегеран от вмешательства во внутренние дела стран региона с целью разжигания межконфессиональной розни и потребовали от него сотрудничать с МАГАТЭ.
Кроме того, в случае блокады Ормузского пролива неизбежно вмешательство великих держав. У Ирана уже имеется печальный опыт, когда в конце 80-х годов в разгар так называемой танкерной войны в ответ на попытку заминировать Ормуз американцы за несколько часов уничтожили примерно половину ВМС ИРИ.