Центральным событием завершившегося в Монтевидео саммита стран Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) – наиболее успешного интеграционного объединения Латинской Америки – стало решение о приеме в него новых членов, в том числе Венесуэлы и Эквадора.
Переговоры о присоединении к МЕРКОСУР, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, венесуэльцы вели больше четырех лет. Необходимое для этого согласие аргентинских и уругвайских парламентариев они получили без труда, бразильские законодатели проголосовали после двух лет уговоров, и то со скрипом, а вот парагвайские делать это категорически отказываются. Их нелюбовь к Уго Чавесу оказалась настолько сильной, что даже вполне провенесуэльски настроенный президент Парагвая Фернандо Луго не смог изменить их позицию.
Вопрос оставался бы и дальше в подвешенном состоянии, если бы не напористость президента Уругвая, председательствовавшего в объединении во второй половине года. Убежденный сторонник региональной интеграции (недавно он заявил о том, что «Латинской Америке необходимо бороться за свою вторую независимость»), Хосе Мухика еще в начале декабря предложил коллегам подумать об изменении регламента организации в части, касающейся принятия новых членов. Результатом работы экспертов стала компромиссная формулировка «о временном вступлении Венесуэлы в МЕРКОСУР», призванная положить конец их «затянувшейся помолвке».
Неудивительно, что главным именинником на проходившей в расположенной в Монтевидео штаб-квартире объединения – бывшем отеле «Пласа» – выглядел Чавес. Ради такого случая он прервал мораторий на зарубежные поездки, прописанный ему врачами в связи с выявленным раком. Отвечая на вопросы о здоровье, он сказал журналистам, что чувствует себя очень хорошо, хотя и прошел через большие испытания. В хорошем настроении покинул Уругвай и эквадорский лидер Рафаэль Корреа – похоже, что его стране тоже будет дан зеленый свет на вступление в МЕРКОСУР.
Другим важным итогом саммита стало подписание резолюции о запрете на заход в порты стран МЕРКОСУР судов под флагом Фолклендских (Мальвинских) островов в знак солидарности с Аргентиной в ее споре с Великобританией по вопросу о суверенитете над этими территориями. Министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман попросил все страны региона последовать примеру меркосуровцев и не принимать у себя суда под флагом Мальвин (на слово «Фолкленды» здесь давно наложено политическое табу) – «этого колониального анклава, кинжала, воткнутого в сердце Латинской Америки».
Уругвай – одна из самых спокойных в плане преступности стран Латинской Америки, и принятые здесь во время саммита меры безопасности (в заливе Ла-Плата, например, дежурили едва ли не все корабли местных ВМС) казались излишними. Однако без трагического инцидента, омрачившего атмосферу форума, не обошлось, пусть к безопасности он и не имеет прямого отношения. В своем номере в гостинице Radisson был найден мертвым 34-летний замминистра внешней торговли Аргентины Иван Хейн. Предварительно установленная причина смерти – самоубийство. Узнав о трагедии, президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер так разволновалась, что ей понадобилась срочная медицинская помощь.
Монтевидео