Резкое падание курса евро по отношению к доллару стало лучшим индикатором того, что саммит ЕС 8–9 декабря рынки не успокоил. Центральным вопросом остается поиск кредиторов для проблемных стран. В то время как Вашингтон отказался выступить в такой роли, российская сторона на очередном саммите Россия–ЕС заявила, что выделит для этих целей в Международный валютный фонд (МВФ) не менее 10 млрд. долл.
Шоковая новость на днях пришла из Дублина. Министр финансов Ирландии Майкл Нунан заявил о возможном общенациональном референдуме по «брюссельской сделке», если итоговый документ будет предполагать конституционные изменения. Кроме того, Швеция, Дания, Чехия и Венгрия пошли на попятную, объявив, что окончательное мнение выскажут, ознакомившись с текстом нового договора.
«Усомнившиеся в правильности пути, указанного Брюсселем, боятся за свои суверенные бюджеты. «Потенциально речь идет об одном из самых больших ударов по суверенитету национальных парламентов в истории ЕС, – оценил реформу Евросоюза директор Chatham House Робин Ниблетт. – Одно дело – потерять парламентский суверенитет над бананами или автозапчастями и совсем другое – не иметь власти над своим национальным бюджетом».
В распространении «раскольнических» настроений в Европе газета Independent заподозрила премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который неделю назад отказался поддержать на саммите ЕС французско-германские инициативы и якобы продолжает вбивать клин в зыбкое единство тех, кто сплотился вокруг Берлина и Парижа.
Кэмерон, напротив, утверждает, что сам как может отбивается от однопартийцев-евроскептиков, которые в свое время уже нанесли ущерб другим лидерам консерваторов. Так, правительство отбросило идею референдума по европейским договоренностям, в которых Лондон уже отказался участвовать. С этой инициативой выступило радикальное крыло тори. По их мнению, любые изменения в еврозоне могут сказаться на остальных странах – членах ЕС.
Ситуация с «бунтовщиками» должна вскоре проясниться, поскольку рабочую версию нового договора Брюссель собирается подготовить уже к следующей неделе. Между тем курс евро к доллару упал до самой низкой с января отметки (ниже 1,3 долл. за евро). При этом в среду итальянские пятилетние облигации покупали под 6,47% годовых (напомним, что 7% считается психологическим рубежом), а немецкие двухлетние – под 0,25% (рекордно низкая ставка).
Главным для взволнованных инвесторов остается вопрос об источниках финансирования проблемных стран. В среду стало известно, что этих средств не стоит ждать из Вашингтона. Глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке на закрытой встрече с сенаторами-республиканцами заявил, что не имеет ни права, ни намерения спасать европейские валютно-денежные институты и не будет финансировать ни страны, ни банки.
В то же время в четверг на саммите Россия–ЕС Москва заявила, что направит не менее 10 млрд. долл. в МВФ для поддержки единой европейской валюты, чтобы не допустить коллапса крупнейшего из своих торговых партнеров. Как пояснил советник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, сумма определена с учетом масштаба интересов России в Европе.
Тем временем на итальянское правительство нарастает давление со стороны политических оппонентов. И вновь карты смешивают евроскептики. Доклад премьер-министра Италии Марио Монти по выходу из кризиса и мерам жесткой экономии в верхней палате парламента в среду был прерван сенаторами от «Лиги Севера». Они принесли в зал протестные плакаты, и спикеру Ренато Скифани пришлось прервать заседание, передает Euronews.
На этом неспокойном фоне болезненно было воспринято известие об отставке Кристиана Линднера – генерального секретаря Свободной демократической партии Германии, участвующей в правящей коалиции. Поводом для этого послужила позиция все тех же евроскептиков. Они вынесли на внутрипартийное голосование вопрос о Европейском стабилизационном механизме, который, как ожидается, заработает уже в июле.
Итоги этого референдума будут известны в эту пятницу, которая, возможно, станет воистину черной для канцлера Германии Ангелы Меркель. Даже в том случае, если предложение не наберет кворума, коалиционный партнер уже превратился в «мертвую утку», чьи действия отныне могут стать непредсказуемыми. Так полагает Нильс Дидерих, профессор политологии Свободного университета в Берлине.
Впрочем, Меркель сохраняет полное присутствие духа. В среду она произнесла речь, похожую на китайскую мудрость. «Этот процесс (выхода из кризиса зоны евро. – «НГ») не будет длиться недели, – сказала Меркель. – Он не будет длиться месяцы. Он займет годы. Этот процесс будут сопровождать неудачи. Но главное – не продолжительность процесса. Главное – достаточно ли у нас терпения и стойкости, не позволим ли мы невзгодам сломить нас».