«Пришло время климатической справедливости», – предупредили активисты.
Фото Reuters
Сегодня в южноафриканском Дурбане решается судьба Киотского протокола, срок действия которого истекает ровно через год. Перспективы его продления, а тем более выработки нового обязывающего соглашения весьма призрачны. Климатический диалог в очередной раз споткнулся о разногласия между США и КНР, которые выдвинули взаимоисключающие условия.
Главным событием ежегодной двухнедельной конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (17-й по счету) стали определенные сдвиги в позиции КНР. Пекин согласен подписать обязывающий договор об ограничении вредных выбросов после 2020 года, сообщил глава китайской делегации Се Чжэньхуа.
Вместе с тем КНР озвучила ряд условий, и отнюдь не новых. Поднебесная не только выступает за продление Киотского протокола до 2020 года, но и требует распространения на новое соглашение его базового принципа – разных критериев для развитых и развивающихся стран, в рамках которых последним делаются послабления.
Между тем Вашингтон занимает принципиально иную позицию. Напомним, что Сенат так и не ратифицировал Киотский протокол и в 2001 году Америка из него вышла. Представитель США Тодд Стерн выдвинул свое ультимативное требование, прямо противоположное китайскому, которое сформулировал образно: никаких поблажек, «лазеек» и «швейцарского сыра».
Когда стало ясно, что, несмотря на наметившиеся подвижки с китайской стороны, примирить две крупнейшие экономики и две самые «климатически недружелюбные» державы скорее всего опять не удастся, участников встречи охватили пораженческие настроения. «Действительно испытываешь разочарование, когда видишь, что и эта конференция вновь сводится к игре в пинг-понг между США и Китаем», – посетовал Йо Лайнен, немецкий социал-демократ, глава делегации Европейского парламента. Неприемлемо, чтобы эта игра блокировала весь процесс, добавил он.
Однако противоречия по Киотскому протоколу выходят далеко за рамки американо-китайского противостояния. Не только КНР, но и другие развивающиеся страны, включая Индию, Бразилию и Южную Африку, считают киотские подходы непреложными. Как и США, с ними не согласны Россия и Япония. Евросоюз поддержал «второй дубль» Киотского протокола, но выразил пожелание, чтобы для развивающихся стран был выработан новый потолок выбросов.
Что касается Канады, то она и вовсе намерена снять с себя «киотское ярмо». Как ожидается, об этом объявят 23 декабря. «Киото для Канады в прошлом», – заявил премьер-министр Питер Кент, подчеркнув, что протокол охватывает менее 30% глобальных эмиссий.
Как рассказал «НГ» заместитель директора Информационного центра ООН в Москве Юрий Шишаев, в Дурбане для организации было важно развить позитивный импульс, наработанный в течение предыдущих конференций. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун сравнил данный процесс с ездой на велосипеде: не упасть можно только в том случае, если ты хоть немного, но едешь.
При этом Шишаев упомянул Балийскую «дорожную карту», а также соглашение, подписанное в Канкуне в 2010 году. Вместе с тем, имея в виду юридически обязывающие документы, представитель Инфоцентра ООН признал, что «Киотский протокол – это все, что у нас есть», хотя «при наличии доброй воли обеспечить следующий этап его действия было бы реально».
По словам Шишаева, ООН не ожидает прорыва на встрече в Дурбане. «Причин этому несколько: глобальные экономические проблемы, разница политических подходов и конфликтующие приоритеты. Поэтому мечтать о достижении стратегической цели, то есть о заключении всеобъемлющего юридически обязательного соглашения, на этой встрече не приходится», – пояснил он.