Сегодня вечером в столице Бельгии начинает работу двухдневный саммит Евросоюза, от которого ждут ключевых для еврозоны решений. В центре обсуждения два проекта – согласованный Парижем и Берлином план разработки нового договора ЕС, с одной стороны, и с другой – предложения Брюсселя провести финансовые реформы в ускоренном режиме.
На встрече в Париже в понедельник канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози достигли общего понимания необходимости глобальных реформ Евросоюза. Ключевым пунктом данной доктрины является ужесточение правил игры вплоть до штрафования тех участников, которые слишком много берут взаймы или тратят. Тандем, в шутку называемый «Меркози», настаивает на изменении базового договора ЕС, что может, предположительно, отнять больше года. При этом расчет сделан на то, что единодушная поддержка данного проекта успокоит Европейский центробанк, который сможет в краткосрочной перспективе действовать увереннее и свободнее, в результате чего ситуация начнет постепенно выправляться.
Однако более жесткие правила, которые помогут преодолеть долговой кризис в зоне евро, возможны и без внесения изменений в договорную базу ЕС. Об этом говорится в альтернативном проекте президента Европейского совета Хермана Ван Ромпея. Ожидается, что в ходе встречи он представит европейским лидерам некий «финансовый пакт», который не потребует ратификации ни в парламентах, ни на общенациональных референдумах.
С одной стороны, Ромпей предлагает то, что более всего необходимо Европе, – незамедлительные реанимационные меры. Еще не стерлась из памяти эпопея с Лиссабонским договором, ратификация которого затянулась на долгие годы. С другой – возникает вопрос: насколько эффективные реформы обеспечит такой механизм? По оценке Financial Times, участь инициатив президента Европейского совета решат ЕЦБ и Германия, выступающая наряду с Францией за более жесткий курс.
Ключевую роль Берлина в спасении еврозоны не преминула подчеркнуть и New York Times. Она видит будущее Меркель так: «Если евро сохранят и Европа двинется в сторону более сплоченного будущего, госпожа Меркель, вероятно, выиграет львиную долю доверия, и возможно однажды ее даже провозгласят спасительницей Европы. Но если ее рецепты окажутся неадекватными, она может услышать в свой адрес обвинения, как председатель коллапса евро».
«В любом случае, – заключает издание, – госпожа Меркель – непоколебимый поборник жесткой экономии и финансовой дисциплины – кажется, переняла прозвище своего предшественника XIX века, Отто фон Бисмарка: Железный канцлер». А восходящая звезда Французской социалистической партии Арно Монтебур недавно уличил Меркель в «дипломатии в стиле Бисмарка». Другой депутат от ФСП, Мари Ле Ган, утверждает, что Саркози – это «Даладье в Мюнхене» (параллель с Мюнхенским сговором).
Судя по оценкам СМИ, политическая ситуация в Европе такова, что вызовы, которые стоят перед Брюсселем, воспринимаются как вызовы на пути Меркель. Камнем преткновения, который может помешать Железной канцлерин, может стать позиция Великобритании. По словам премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, он не подпишет новый договор ЕС без гарантий роли Британии на едином европейском рынке, а также защиты финансовых интересов лондонского Сити.
Британский лидер представил своим партнерам по Евросоюзу целый список требований и объявил, что едет на саммит «защищать и продвигать британские интересы». «Если (странами еврозоны. – «НГ») будет выбран путь отдельного договора, то, очевидно, это не тот договор, который должна подписывать или изменять Британия. Но если будет решено использовать институты ЕС, то мы будем настаивать на гарантиях и протекциях, которые нужны Британии», – поставил ультиматум политик.
В спор с Кэмероном вступило даже его собственное правительство. Последовательный еврофил, министр юстиции Великобритании Кеннет Кларк заявил, что момент для такого решительного поведения премьером выбран неподходящий. Необходимы конструктивные переговоры и фокус на финансовой стабильности Запада. Об этом же говорит министр финансов США Тимоти Гайтнер, который вчера, в рамках трехдневного тура по Европе, посетил Францию после остановки в Германии во вторник.
Саммит ЕС проходит на фоне беспрецедентного давления со стороны рейтингового агентства Standard & Poor’s. Оно заявило о намерении пересмотреть рейтинги 15 стран еврозоны, что вызвало шквал критики. Так, член правления ЕЦБ, председатель Банка Франции Кристиан Нойер заявил: «Рейтинговые агентства в 2008 году уже были двигателями кризиса. Возникают подозрения, не играют ли они ту же роль сегодня». Ситуацию прокомментировали представители агентства, фактически поставив решение S&P по рейтингам в еврозоне в зависимость от результатов саммита.
Еще один эпизод: в юмористической передаче «Гиньоль» (прототип наших «Кукол») Меркель недавно вздула Саркози за слишком большие траты на разговоры по мобильному телефону... Хорошо, что это только кукольная игра. Думается, на саммите также найдется место играм – дипломатическим. Только на карту в этой игре будет поставлено все – перспективы переизбрания, кредитные рейтинги, да и, что там скрывать, – само существование единой европейской валюты.