Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон считает, что кризис еврозоны дает шанс реформировать ЕС, сделать его более гибким и децентрализованным, вместо того чтобы создавать жесткий блок. Его подход, однако, может привести к конфликту с другим европейским тяжеловесом – Германией, руководство которой, напротив, ратует за углубление экономической и политической интеграции в рамках ЕС.
По мнению Кэмерона, который имеет репутацию умеренного евроскептика, вмешательство ЕС, многочисленные правила и ограничения мешают экономическому росту, поэтому Брюссель должен вернуть государствам-членам часть полномочий. Великобритания, например, добивается права без оглядки на Брюссель менять свое трудовое законодательство, особенно в том, что касается продолжительности рабочего дня. Соединенное Королевство также заинтересовано в создании единого рынка услуг.
Кэмерон обвинил ЕС в оторванности от реальности, поскольку в то время как граждане затягивают пояса, европейские институты добиваются увеличения своего бюджета.
Другой повод для беспокойства в Лондоне заключается в том, что страны еврозоны фактически образуют мощный блок внутри ЕС, способный диктовать свою волю другим членам, а страны периферии вроде Великобритании или Швеции оказываются изолированы.
При этом Кэмерон высказался категорически против выхода Великобритании из ЕС, сославшись на пример Норвегии, которая, как участница, общего рынка вынуждена подчиняться всем правилам, которые устанавливает Брюссель, но не может участвовать в процессе их выработки.
Выступление Кэмерона – это фактически продолжение дебатов, которые набирают силу в преддверии запланированного на 9 декабря саммита ЕС. Газета Guardian напоминает, что в конце этой недели Кэмерон отправится с визитом в Германию, где проведет переговоры с канцлером Ангелой Меркель. Он намерен лоббировать более активную роль ЕЦБ, который мог бы прибегнуть к своеобразной кредитной интервенции и выступить в качестве «кредитора последней надежды» для стран-должников, которым в противном случае угрожает резкий рост ставок по облигациям. Другая цель поездки – обсудить возможную реформу ЕС, на которую в Берлине смотрят совершенно иначе.
Ранее канцлер Меркель заявила, что также будет добиваться пересмотра Лиссабонского договора, но совсем в ином ключе, нежели ее британский коллега, – в сторону расширения полномочий Европейской комиссии в первую очередь, чтобы она могла принуждать государства-должники к соблюдению жесткой бюджетной дисциплины.
На недавнем партийном съезде в Лейпциге Меркель заявила, что задача нынешнего поколения – завершить формирование экономического и валютного союза в Европе и создать на этой основе союз политический. По ее словам, кризис показал, что решения, принятые в одной стране, могут повлиять на все остальные, поэтому необходимо максимально сплотить ЕС.
Британские СМИ также обратили внимание на высказывания Кэмерона по поводу путей вывода экономики Соединенного Королевства из кризиса. Премьер продолжает делать ставку на увеличение экспорта. Кэмерон призвал развивать деловые связи не только с Европой, но и с другими регионами, в первую очередь со странами БРИКС.
Примечательно, что, по словам главы британского кабинета, проблемы с правами человека и демократией не должны мешать развитию торговли. «Когда политика какой-либо страны вызывает беспокойство, надо решать политические вопросы, не замораживая торговлю», – подчеркнул премьер.